Анализ музыкального языка детских опер

Если провести анализ музыкального языка нескольких детских опер, то можно выделить такие основные черты как:

- высокий эстетический уровень музыкального материала;

-глубокое содержание, высокоидейность,

- яркая жанровая направленность;

- простота и ясность;

Музыкальному языку детских опер свойственна:

- Опора на чередование основных музыкальных жанров – песни, танца, марша. (Здесь музыка, а не текст часто является главенствующим элементом в выражении эмоциональных чувств героев и общего характера сценического момента в целом).

- яркая ладовая окраска – использование мажора, минора и переменности. Тональный план чаще всего выстроен в тонико-субдоминантовом (T-S), тонико доминантатовом (T-D) соотношениях;

- большое количество хоровых номеров

- все хоры характеризует четкость, ясность и простота формы. Для них наиболее типичны простые двух-трех частные, куплетные формы:

-музыке всех хоров свойственна необыкновенная мелодичность, вокальность. Последнее качество достигается удобством диапазонов и тесситуры; Вокальность мелодии достигается необычайным удобством произношения текста, что объясняется большим количеством гласных имеющихся в нем, а также поступенностью, плавностью движения мелодической линии

-гармоническая структура строится на использовании трезвучий основных ступеней лада и их обращений;

-применение простых размеров и несложного ритма характеризует метроритмическую структуру музыки опер в целом.

Образная выразительность и четкая музыкальная определенность характеристик, легко усваиваемая песенность вокальных партий и светлое мироощущение - определяет специфику детских опер.

Все это дает возможность детям усваивать основные музыкальные понятия и навыки в процессе игры.

Формы организации урока по вокальному ансамблю могут быть достаточно разнообразными и зависят:

- от индивидуальных особенностей учителя музыки, его темперамента, манеры общения с детьми.

-от уровня воспитанности детей конкретного вокального коллектива; способности их к организации и самоорганизации, к переключению от одного вида деятельности к другому; от чередования коллективной, групповой и индивидуальной деятельности, контраста изучаемых музыкальных произведений, продолжительности их звучания.

- от установившихся взаимоотношений между учителем и детьми.

Подготовка учащихся к сценической интерпретации музыкальных произведений направлена на раскрытие еще одной грани музыкально-творческого потенциала учащихся в процессе общения с музыкальным искусством. Эта работа включает в себя широкий спектр различных форм: от драматизации песен до постановки опер, мюзиклов. Практика показывает, что сегодня сценическая интерпретация получает все более широкое распространение ввиду своей привлекательности для современного ребенка.

В подготовке учащихся к такой деятельности выделяются следующие направления:

- совместная работа учителя и учеников по выбору уже готовой композиции или по ее созданию на основе какого-либо музыкального произведения;

- выбор ролей в соответствии с возможностями каждого ребенка-исполнителя;

-разучивание каждой роли;

-подготовка сценических костюмов;

-постановка сценической композиции в целом;

-развитие артистических способностей.

Одним из наименее разработанных в настоящее время видов деятельности учителя музыки или руководителя творческого коллектива является подготовка учащихся к музыкально-пластической деятельности.

Она направлена на формирование способности музыкально-творческого самовыражения ребенка, на развитие ассоциативных связей музыки и искусства движения, на более углубленное вхождение в мир музыки, постижение ее интонационной природы.

Урок – опера рассматривается как средство для объединения детей разных возрастных групп в единый сплоченный коллектив.

- Дети с различной сценической подготовкой получают навыки более выразительного исполнения произведений с помощью мимики, жестов, свободного передвижения на сцене.

- учащиеся младших классов приобретают навык унисонного или двухголосного пения в ансамбле (в зависимости от состава учащихся: интонирующие или неинтонирующие дети).

- учащиеся более старшего возраста овладевают навыками: ансамблевого пения (дуэт, трио), умением слышать свою партию в соотношении с другими партиями, умением свободно держать себя на сцене, более ярко и выпукло показать характеристику исполняемого персонажа.

Урок-опера - это одна из форм проведения урока с вокальным ансамблем.

Почему выбран именно этот вариант? Состав нашего вокального ансамбля «Веснушки» очень неоднороден с точки зрения вокальной подготовки, возрастной категории, навыка концертных выступлений. Что усложняет выбор репертуара для концертной деятельности. С одной стороны детей достаточно мало, чтобы озвучить любой зал, с другой - без выступлений, нет стимула для дальнейшей работы.

Мы нашли в опере «Курочка ряба» оптимальный вариант для наиболее яркого выражения знаний умений и навыков каждого ребенка, его творческого самовыражения в пении.

С точки зрения методической оправданности данная опера содержит в себе ряд черт:

1.Яркий, образный литературный текст, созданный по мотивам русской народной сказки – либретто Т.Поповой.

2.Доступность литературного и музыкального материала для восприятия оперы дошкольниками и младшими школьниками.

3.Различный по степени трудности музыкальный материал, что позволяет начинающим певцам исполнять одноголосные или двухголосные (при устойчивой интонации) хоры, а детям с хорошей вокальной подготовкой- дуэты, трио, соло.

4.Разножанровый музыкальный материал с опорой на интонации русской народной музыки.

5.Позитивный сюжет, способствующий развитию у исполнителей и слушателей таких качеств как: доброта, отзывчивость, сострадание, любовь к родной музыке и традициям.

При использовании такой формы работы с вокальным коллективом можно отметить ряд положительных моментов:

-создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы взаимоуважения и творческого поиска.

-постепенной слияние в единый коллектив (обычно процесс спевки достаточно длителен и может занять не один год)

- активизация процесса обучения при совместной работе старшего и младшего ансамбля.

-возможность творческого самовыражения каждого ребенка (при успешном освоении необходимых навыков каждый ребенок имеет возможность стать солистом).

- постижение жанра оперы изнутри на практическом материале.

- получение первоначальных навыков сценической речи, мимики, движений.

Принимая во внимание все вышесказанное можно подвести итог - использование данной формы работы с вокальным коллективом:

-расширяет исполнительский репертуар коллектива,

-способствует обучению основным знаниям, умениям и навыкам, которые необходимы участникам вокального ансамбля.

- позволяет развить творческий потенциал каждого ребенка.

- основывается на принципах гуманного обучения.

- вовлекает в творческий процесс родителей ребенка (выучивание слов в партии, создание костюма исполняемого персонажа) - все это подтверждает важность и нужность данной работы.

Cписок использованной литературы:

Н.И. Сац «Детский театр»

М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят» либретто Е. Манучаровой.-М.:Музыка, 1987.

Детская опера «Моя мама» А.Э. Спадавеккиа 1974. Музыкальный спектакль Детского Музыкального театра под руководством Н Сац. Запись с пластинки.

Металлиди Ж.Курочка Ряба. Детская опера. Либр. Т. Поповой по мотивам русск. нар. сказки

-Спб.: Музыка 2000.

Л.Дмитриев «Основы вокальной методики».-М.:Музыка, 2000.

Шереметьев В.А. «Пение и воспитание детей в хоре».-Челябинск,ТОО «Версия»,1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow