Необходимость спасения

  1. Погибель без внешнего источника спасения.

Восстав против Бога, человек оказался отрезанным от источника жизни. По этой причине, в окружающей нас Вселенной правит смерть. Всё в мире стремится к разложению. Мир поражён болезнями и катастрофами. Погибают растения. Погибают животные. Погибают люди. Каждый человек знает, что рано или поздно он умрёт. Грех неизбежно несёт с собой смерть и разрушение. Подобно агрессивному вирусу, поражающего каждую клетку организма, грех поразил каждый элемент Вселенной, отданной Богом в распоряжение человека.

Рим. 8: 20 «потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне»;

Разрушающее действие греха проявляется не только в физической сфере. Оно также агрессивно и в сфере морали и социальных отношений между людьми. Зло, насилие и необузданные страсти, инспирируемые человеческой гордыней, приносят с собой боль и страдания, отравляющие социальную жизнь людей. Все бедствия современного общества, начиная с обмана и предательства в личных взаимоотношениях и заканчивая международным терроризмом и глобальными войнами - всё это реальность, отражающая неизбежные последствия греха.

Более того, в связи с тем, что все люди, родившиеся от Адама и Евы, были рождены в атмосфере восстания против Бога, абсолютно каждый человек с самого рождения поражён этим вирусом греха неизбежно ведущим к смерти. Писание очень ясно об этом говорит:

Рим. 3: 10 «как Иудеи так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; 11 нет разумевающего; никто не ищет Бога; 12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. 13 Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. 14 Уста их полны злословия и горечи. 15 Ноги их быстры на пролитие крови; 16 разрушение и пагуба на путях их; 17 они не знают пути мира. 18 Нет страха Божия перед глазами их».

Таким образом, человечество, происшедшее от восставших против Бога Адама и Евы, имеет своей сущностью природу, которая противится Богу. Эта природа построена на самоутверждении и возвеличивании своих личных интересов над абсолютными интересами Бога и других людей. В этом заключается суть желания первых людей «стать как боги».

Быт. 3:4 «И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Каждый человек, происходящий из рода Адама и Евы, имеет в своей природе доминирующее желание занимать место бога, т.е. иметь власть и право делать то, что он считает нужным, самостоятельно определять что хорошо и что плохо, что правильно и что не правильно. Данное состояние отделимо от человеческой природы, и поэтому боль, страдания, растление и смерть, приносимые им, являются неизбежной реальностью всего человечества и каждого человека в отдельности.

  1. Необходимость возмездия за вину греха.

Кроме того, что грех принёс с собой коренное поражение человеческой природы, выражающееся в доминирующем действии гордыни, он привёл человека к ещё одной проблеме – к наличию вины перед Богом. Грех Адама и Евы, также как и грех каждого человека, представляет собой прямое нарушение Божьего закона. Таким образом, каждый человек, являющийся потомком Адама и Евы, юридически виновен перед Богом.

Рим. 3: 23 «потому что все согрешили и лишены славы Божией».

Природа Божьей справедливости неизменна. Грех обязательно влечёт за собой возмездие. Поэтому каждый человек обязательно будет нести ответственность за свой грех.

Рим. 6: 23 «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».

  1. Человеческие попытки спастись.

На протяжении многих столетий люди пытались решить проблемы вызванные грехом. Болезни, катастрофы, социальная вражда и несправедливость приносят много страданий человечеству, заставляя его искать выход из сложившейся ситуации. История свидетельствует о множестве попыток предпринятых человечеством, чтобы освободиться от последствий греха.

Религия. Пожалуй, наиболее древней является попытка найти освобождение от проблем греха в религии. Понимая, что они зависят от высших сил, люди придумывали себе богов и, вместе с ними, изобретали систему их почитания. Все существующие религии построены по принципу того, что человек должен добиться благорасположения божества, выполняя определённые церемонии и условия. Так древние шаманы убеждали людей, что для того, чтобы боги благословили их охоту, семью или здоровье, необходимо принести в жертву определённое животное. Буддисты утверждают, что человек приближается к божеству, когда он очищает свой организм специальной диетой и очищает свой разум особыми медитациями. Мусульмане говорят, что для того, чтобы добиться расположения Аллаха и попасть в рай, нужно молиться пять раз в день лицом к Мекке, совершать посты и хотя бы один раз в жизни посетить святые места.

Проблема всех религий в том, что они основаны на попытке «улучшить» человека, который испорчен по своей природе. Таким образом, все религии, пытаясь сделать человека лучше, не достигают своей цели, потому что они не способны решить главного вопроса – изменить сердце человека.

Философия является ещё одним средством, при помощи которого люди пытались решить проблемы последствий греха. Основная идея философии заключается в предположении, что все беды человека исходят от его плохого образования, т.е. если человек будет обладать верным знанием, и если его научат правильно мыслить, тогда все его проблемы будут решены. К сожалению, несмотря на существование многих тысяч различных философских систем, ни одна из них не принесла желаемого результата. И не могла принести, по причине того, что философия, также как и религия, пытается иметь дело с последствиями греха, игнорируя сам грех.

Кроме религии и философии, люди прибегали ко множеству других средств которые, как им казалось, могли разрешить их проблемы. Среди данных средств были: политика, психология, социология и даже био-инженерия, которая предлагала удалить гены зла из ДНК человека. Все эти попытки окончились полным провалом по следующим причинам:

  1. Прежде всего, человек пытается устранить последствия греха не изменяя своего отношения ко греху и, значит, к Богу. Дело в том, что все человеческие попытки решить проблемы общества построены на предположении, что человек сам по себе добр, и поэтому его нужно только немножко «улучшить» или «перетренировать». Люди пытаются устранить последствия своего восстания против Бога, оставив при этом себя на троне в положении, бросающем вызов Создателю.
  1. Второй причиной провала человеческих попыток освобождения от последствий греха является испорченная, греховная природа людей. Эта природа наполнена грехом. Выполнение сложных религиозных ритуалов не освобождает человека от самоволия, гордыни и, как следствие, борьбы с Богом. Религия в данном случае представляет собой попытку говорить с Богом «на равных». Своего рода торг: «ты - мне, я - тебе».
  1. Третья причина заключается в том, что каждый живущий на земле человек полностью поражён вирусом греха. Пытаясь построить что-то новое, люди пользуются тем же самым заражённым материалом человеческой греховной природы. Грех, как раковая опухоль, так тесно переплёлся с каждой фиброй души всякого человека, что его уничтожение невозможно без смерти самого человека.

Таким образом, никакие человеческие попытки не способны привести людей к освобождению от смертельных последствий греха. Для этого необходимо непосредственное вмешательство Бога.

  1. Необходимость новой природы

Библия говорит, что единственным способом для решения проблемы человеческого греха является рождение свыше.

Иоанна 3: 5 «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».

Ещё в Ветхом Завете, обращаясь к народу Израильскому, Бог говорил что будет время, когда Он заключит со Своими детьми Новый Завет. Сущность Нового завета заключается не во внешних требованиях, но в перемене сердца.

Иер. 31: 33 «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом»

Для спасения от греха у человека есть только один выход – получить новую природу, т.е родиться свыше.

  1. Требуемые качества Спасителя

Для того, чтобы спасение человека было возможным, должны быть выполнены следующие условия:

    1. Наказание вины человеческого греха.

Во первых, грех человека должен быть наказан и, значит, человек должен умереть (Рим 6:23).

    1. Обеспечение условий для нового рождения.

Точно так, как Адам стал родоначальником падшего человечества, должен был быть Некто, от которого произойдут те, кто будет иметь новую природу - природу подчинения, а не противления Богу.

Эти условия могли быть исполнены только в одном случае: необходим был человек, который был бы свободен от греха и который был бы способен и согласен взять на себя грех людей, освободив их от вины и отдав им свою безгрешную, богоугодную жизнь.

Эти условия Бог чудесным образом исполнил в Богочеловеке – Иисусе Христе.

Иоанна 3: 16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».


Урок 5

БОЖИЙ ПЛАН СПАСЕНИЯ – часть 1

Как мы уже говорили в прошлом уроке, для спасения человека от греха и его последствий была необходима уникальная Личность, которая совмещала бы в Себе Бога и человека. Именно поэтому Бог в Своей любви и мудрости предпринял уникальный шаг: Его единородный Сын, будучи неотъемлемой частью Триединого Бога, стал частью человеческого рода, приняв человеческую плоть и отдав Свою жизнь в качестве платы за человеческий грех.

1 Тим. 3: 16 «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти»,

Иоанна 1: 14 «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».

Иоанна 3: 16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

  1. Природа Христа

Уникальность Иисуса Христа, прежде всего, заключается в Его природе. Никто другой не способен был бы исполнить функцию Спасителя человечества, как только тот, кто был бы стопроцентным Богом и в тоже время стопроцентным человеком.

    1. Стопроцентный Бог

Христос – источник жизни

Абсолютная Божественность Иисуса Христа играет очень важную роль в вопросе нашего спасения. Для того, чтобы избавить человека от смертельной хватки греха, Спаситель должен был быть свободным от действия грехопадения Адама и Евы. Он должен был иметь жизнь в Самом Себе, чтобы даровать её людям мёртвым по грехам и преступлениям. Поэтому начиная своё Евангелие, Иоанн сразу ясно говорит об Иисусе Христе:

Иоанна 1: 1 «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков … 14 и Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины».

Очень важным условием того, что Иисус Христос имел в себе источник жизни, являлась его безгрешность. Христос не смог бы взять на себя грех мира, если бы Он имел свой грех и свою вину.

1 Иоанна 3: 5 «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха».

1 Петра 2: 21 «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. 22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его»

Христос – победитель дьявола

Кроме того, чтобы принести жизнь в человеческое царство смерти, перед Спасителем стояла ещё одна задача – Он должен был победить дьявола, обманным путём захватившего владычество над человеком и его миром. Только Божий Сын, Иисус Христос, обладал достаточной силой для победы над тем, кто считает себя «князем мира сего».

Кол. 2: 9 «ибо в Нем (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно, 10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти».

Еф. 1: 20 «которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви»,

    1. Стопроцентный человек

Иисус Христос был стопроцентным Богом; если бы Он представлял Собой что-то меньшее, -Он не способен бы быть Спасителем человечества. Но, кроме Своей абсолютной Божественности, Христос ещё должен был быть и абсолютным человеком. Иначе Он не смог бы заплатить цену за человеческий грех и не смог бы стать родоначальником новой семьи рождённых свыше людей.

i. Непорочное рождение от человека

Для решения проблемы человеческого греха, Бог совершил одно из самых великих чудес, когда-либо имевших место во Вселенной, – воплотившийся Сын Божий, Иисус Христос, родился от девы Марии при действии Духа Святого, без участия мужчины.

Мф. 1: 20 «…Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Таким образом, Бог решил одну из самых сложных проблем человечества – родившийся Сын Божий принадлежал к человеческому роду, но, при этом, не имел в Себе греха поразившего человечество.

ii. Испытавший все, что испытывает человек.

Другой причиной почему Христос должен был быть полноценным человеком, является Его роль в освобождении человека от греха. Освобождая человека от греха, Христос не забирает его из грешного мира сразу. Живя на земле как человек, Христос продемонстрировал людям образец и возможность практической жизни богопочитания в противовес богоборчеству.

Евр. 4: 14 «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха».

iii. Способный взять на Себя грех человека

Будучи безгрешным человеком, Иисус Христос был способен взять на Себя человеческий грех и умереть за него, отдав при этом человеку Свою праведность.

2 Кор. 5: 21 «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

  1. Подвиг Христа

Без воплощения Иисуса Христа, без Его земной жизни и без смерти на Голгофском Кресте спасение человека было бы невозможным.

    1. Интервенция жизни в царство смерти

Человечество без Христа представляло собой царство смерти, в котором всё было подчинено тлению. Абсолютно все людские попытки освободиться от влияния смерти были напрасны, потому что они были поражены грехом, являющимся причиной смерти и тления. Только вмешательство Жизни, существующей вне человеческого царства смерти, могло дать людям надежду на освобождение и вечную жизнь.

1 Иоанна 1: 1 «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - 2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,»

    1. Безупречная жизнь

Живя на земле, Иисус Христос провёл безупречную, безгрешную жизнь, показав людям и ангелам возможность и преимущества жизни подчинения себя Богу.

i. Добровольное ограничение своей Божественной силы

Будучи полноценным Богом, Иисус Христос всегда имел возможность прибегнуть к Своим сверхъестественным качествам, которые могли бы существенно облегчить Его земную жизнь. Но, будучи полноценным человеком, Иисус Христос добровольно ограничил Себя, не прибегая к Своим сверхъестественным возможностям для защиты Себя.

Фил. 2: 6 «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»

Мф. 26: 51 «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. 52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; 53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? 54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?»

ii. Реальная жизнь богопочитания и преданности Богу

В течение всей Своей земной жизни Иисус Христос демонстрировал постоянное подчинение Своему Отцу. Противление Богу является основной составляющей частью греха. Будучи безгрешным, Христос имел природу полного согласия с Небесным Отцом.

Иоанна 5: 30 «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».

Даже тогда, когда, с земной точки зрения, подчинение воле Отца приносило страдания, Христос выбирал волю Отца, потому что это было естественное состояние Его внутренней природы.

Лук. 22: 41 «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, 42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет».

    1. Заместительная смерть на кресте.

Пожалуй, наиболее значительную роль в подвиге Иисуса Христа сыграла Его смерть на кресте. Будучи праведным, Иисус Христос не должен быть умереть. Он умер только потому, что Он умер вместо нас.

i. Добровольная жертва – уплата цены греха.

Христос добровольно отдал Себя на смерть для того, чтобы заплатить цену за твои и мои грехи. Он сделал это только из любви к нам, погибающим людям.

1 Петра 3: 18 «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,»

Иоанна 3: 16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Титу 2:13 «Спасителя нашего Иисуса Христа, 14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам».

ii. Вменяемая праведность.

Жертва Иисуса Христа на Голгофе не только явилась ценой за наши грехи, она ещё и сделала праведность Иисуса Христа доступной для каждого верующего в Него. Взяв на Себя человеческий грех, Иисус Христос подарил верующим в Него Свою праведность. Как только человек обращается к Богу в покаянии, Христос облекает его в Свою праведность. Эта праведность не заработана самим человеком, это праведность Христова, которая вменяется человеку тогда, когда Он рождается свыше.

1 Кор. 1: 30 «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, 31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом».

Фил. 3: 8 «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере»;

iii. Победа воскресения

Иисус Христос не только заплатил цену за наш грех на Голгофском Кресте, не только подарил нам Свою праведность, Он ещё и победил дьявола Своим воскресением. Так как Иисус Христос был абсолютно послушен Своему Небесному Отцу во всём, Бог воскресил Его из мёртвых, даровав грандиозную победу над дьяволом. Поэтому все верующие в Иисуса Христа сегодня не являются рабами греха и дьявола, но, вместо этого, их природа находит полное удовлетворение в подчинённости и служении Богу.

Еф. 1: 19 «и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,»

Своей смертью и воскресением Иисус Христос даровал человеку победу над грехом и над смертью.

1 Кор. 15: 22 «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. 24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. 25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои».

Домашнее задание: Выучить 1 Кор. 1:30-31


Урок 6

БОЖИЙ ПЛАН СПАСЕНИЯ – часть 2

Как мы уже видели в прошлом уроке, спасение стало возможным только благодаря чудесному действию Божьему, даровавшему искупление от вины греха и освобождение от смертоносного действия греха в воплощении, земной жизни и голгофской смерти Иисуса Христа. Для того, чтобы спасение во Христе стало реальностью для конкретного человека - нужна вера. Библия говорит:

Иоанна 3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» Иоанн. 3:16.

Спасающая вера имеет две стороны. Прежде всего, она становится возможной только благодаря действию Святого Духа. Вместе с тем, спасающая вера непосредственно связана с самим человеком - с его отношением к своему греху и с его отношением к Богу. В этом уроке мы рассмотрим сначала процесс спасения, каким он виден с человеческой стороны.

  1. Путь человека к спасению

Библия говорит, что спасение начинается с того, что Дух Святой обличает человека в его грехе. Вот что сказал о служении Духа Святого Иисус Христос незадолго до Своей смерти и воскресения:

Иоанна 16: 8 «и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: 9 о грехе, что не веруют в Меня; 10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; 11 о суде же, что князь мира сего осужден».

В этом тексте Иисус ясно говорит, что одной из первых задач Святого Духа является обличение людей в их греховности перед Богом. Падшему человеку нужно действие свыше, чтобы увидеть себя виновным перед Богом и погибшим.

Хотя люди делают много разных грехов, Дух Святой обличает их, прежде всего, в самом главном грехе из которого исходят все остальные. Этот грех – неверие. Иногда неверующие люди переживают угрызения совести, когда она осуждает их за сделанные проступки или преступления. Обычно в таких случаях, люди чувствуют себя неуютно и ищут освобождения от чувства вины. Некоторые люди для того, чтобы найти освобождение, даже прибегают к покаянию. Они каются и признаются в своём проступке перед священником, перед тем против кого они согрешили или даже перед Богом. Тем не менее, такое покаяние ещё не означает рождения свыше. Иисус Христос сказал, что Дух Святой обличает человека, прежде всего: «о грехе, что не веруют в Меня». Рождение свыше возможно только тогда, когда человек в сокрушении признаёт себя грешником, восставшим против Бога, и обращается к Иисусу Христу как личному Спасителю, признавая Его своим Господином.

Человеческая сторона покаяния может быть очень хорошо проиллюстрирована историей о блудном сыне, которую рассказал однажды Иисус Христос. Пожалуйста, прочитайте внимательно эту историю в Евангелии от Луки 15:12-24.

История начинается с того, что молодой человек, считая, что он может устроить свою жизнь лучше, если он будет независим от своего отца, забирает то, что, по его мнению, ему принадлежало, и уходит из дома искать счастья. Центральной проблемой этого действия блудного сына была его попытка противопоставить себя отцу. Он отвергает отца и его образ жизни, противопоставляя этому свою независимость и самоуверенность.

    1. Осознание греха

Первой важной ступенью покаяния является осознание греха. Когда блудный сын оставил отца, он видел своё счастье вне отцовского дома, в мире, в который он устремился со всей своей энергией. Это очень похоже на состояние человека без Бога. Неверующие люди ищут счастья везде и во всём, только не в Боге. Причина в том, что для того, чтобы обратиться к Богу, нужно признать Его власть и подчиниться Ему. Человеку же хочется независимости, т.е. права ощущать себя властелином своей жизни, права самому определять свою судьбу.

Бог ♀ «призрак счастья»

Пытаясь догнать призрак счастья вне Бога, человек делает усиленные попытки, пробуя всё новые и новые варианты. На первом этапе у блудного сына были деньги, возможно, были друзья в которых, как ему казалось, он сможет найти счастье. Его воображение рисовало перед ним прекрасные картины наслаждения, которое он может получить в мире независимости от отца. Но, как это обычно случается, лишь только человек достигает того, к чему он так долго стремился - он разочаровывается в этом. Многие надеются получить удовлетворение в хорошем образовании. Но, получив его, все же продолжают ощущать пустоту и бессмысленность. Тогда, перед ними возникает другая цель. Теперь они надеются достичь счастья, получив хорошую работу. Но, достигнув и этой цели, человек видит, что его счастье отодвигается всё дальше и дальше. После работы будет женитьба, дом, положение в обществе и, возможно, ещё многие цели, которые, также как и предыдущие, будут обещать удовлетворение, но, в конце концов, обязательно принесут разочарование, пустоту и бессмысленность.

Путешествие блудного сына за счастьем закончилось тем, что вместо того, чтобы приобретать удовлетворение и радость, он всё больше и больше разочаровывался. Сначала, возможно, он потерял своё состояние; вместе с этим, скорее всего, он потерял и своих друзей; потом потерял работу. Возможно, что в это время блудный сын допускал мысли: «А не вернуться ли домой к отцу?» Но его гордость и самолюбие не давали ему этого сделать. Он ушёл от отца независимым героем и поэтому его возвращение означало бы полное поражение. Так продолжалось до тех пор, пока блудный сын пришёл к полному разочарованию. Экономический упадок в стране вынудил его искать пропитание, работая пастухом свиней. Платой за его труд было позволение, есть из корыта, из которого питались свиньи. Однажды, сидя у корыта, блудный сын вдруг понял, что счастье, к которому он так стремился, в действительности находится в доме его отца. Он вдруг осознал своё полное поражение и свою вину перед отцом:

Лук. 15: 17 «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Осознание своей вины перед Богом является очень важной ступенью, с которой начинается возрождение. Покаяние означает разворот направления жизни на 180 градусов. Оно начинается с изменения внутреннего отношения к Богу. До покаяния человек бежит за призраком счастья, который он видит вне Бога. Во время покаяния человек разворачивается лицом к Богу, видя с этого момента всё своё будущее, всё своё счастье только в Иисусе Христе. Он признает, что жизнь без Бога не имеет никакого смысла и делает конкретные действия, чтобы идти к Нему.


Бог

﴿

Покаяние – это самое важное событие в жизни человека. Через покаяние человек признаёт реальность того, что без Бога он движется к окончательной погибели. Апостол Павел, подчёркивая важность покаяния, просто умоляет каждого человека примириться с Богом.

2 Кор. 5:19 «…Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. 20 Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом».

    1. Исповедание греха

Осознание греха является первой ступенью покаяния. Тем не менее, истинное покаяние обязательно включает в себя не только внутреннее осознание своей вины перед Богом, но и открытое признание своей нужды в Спасителе и исповедание Его Господства.

Жизнь блудного сына не много бы изменилась, если бы он только поменял своё мнение об отце, но так никогда и не встал бы, и не пошёл к отцу, и не признал бы перед ним своей вины. Для человека, переживающего покаяние, его отношения с Богом приобретают приоритетное значение. Он больше не стыдиться признать свою нужду в Спасителе, а наоборот желает, чтобы все вокруг могли видеть, что он склоняется перед абсолютным величием Бога явившего ему спасение в Иисусе Христе.

Рим 10: 9 «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. 11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится»

Именно поэтому покаяние включает в себя открытое исповедание своего греха и признание нашей нужды в Спасителе. Покаяться человек может где угодно (Иона покаялся во чреве кита), но, если покаяние действительно произошло, возрождённый человек никогда не будет стыдиться своего Спасителя, скрывая происшедшее от других. Он сообщит об этом своим родным. Он будет искать общения с подобными ему, рождёнными свыше людьми.

    1. Признание Иисуса Христа Господином своей жизни

Ещё одним важным элементом покаяния является признание Иисуса Христа своим Господином. Когда Апостолам задавали вопрос: «Что нам делать, чтобы спастись?», Апостолы всегда отвечали: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасёшься» (Деян. 16:31). Христово спасение становиться доступным для человека только тогда, когда он признаёт своё полное банкротство и Христово полное владычество.

Владычество Божье - это то, против чего восстали согрешившие в Едемском саду люди. Они захотели стать богами, т.е. они претендовали на своё собственное владычество. Претензия на владычество и независимость от Бога является стержнем первородного греха, унаследованного каждым человеком. Поэтому освобождение человека от влияния греха и означает признание человеком абсолютного Божьего владычества. Покаяние возвращает человека в состояние гармоничных взаимоотношений с Богом. А это значит, что человек признаёт абсолютное положение Бога как Творца Вселенной и, принимая верою спасительную жертву Иисуса Христа, примиряется с Богом, доверяя Ему свою жизнь.

Признание Иисуса Христа Господином жизни означает наличие нескольких серьёзных изменений в нашей жизненной позиции:

q Возрождённый человек приобретает внутреннее желание подчиняться Иисусу Христу всегда и во всём. Это желание является основой процесса освящения, о котором мы будем говорить позже.

Иер. 31: 33 «… после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: `познайте Господа', ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более».

q Возрождённый человек признаёт абсолютное величие личности Христа и поэтому стремиться уподобляться своему Спасителю и Господину.

Фил. 3: 7 «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. 8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; 10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,»

q Возрождённый человек признаёт, что Христос, и только Христос, является тем, кто имеет право определять, что правильно и что не правильно, что хорошо и что плохо. Поэтому он строит свою жизнь в соответствии с тем, что говорит Христос в Своём Слове, признавая абсолютный авторитет и истинность Его Слова.

Иоанна 17: 17 «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина».

q Признание Иисуса Христа Господином жизни означает, что возрождённый человек ненавидит грех. Живя на земле поражённой грехом, рождённый свыше человек иногда попадает в ситуации, когда он согрешает. Но во всех таких случаях настоящего христианина всегда отличает то, что он не может оставаться в грехе. Возрождённый человек обязательно будет каятся и вставать, чтобы снова идти за Христом.

1 Иоанна 3: 9 «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога».

  1. Действие Святого Духа в спасении

Библия говорит, что человек мёртв по своим грехам и преступлениям, поэтому его осознание греха, исповедание и признание Иисуса Христа Господином жизни невозможно без действия Святого Духа. Хотя покаяние - это ответственность человека, никто не может поставить своё покаяние себе в заслугу. Во первых, потому что истинное покаяние - это работа Святого Духа в человека. Во вторых, потому что действительно покаявшийся человек признаёт, что Бог есть всё во всём (в этом суть его покаяния и возрождения), и поэтому он никогда не может хвалиться собой, а только в сокрушении воздаёт славу Богу.

Еф. 2: 8 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился».

Выше мы рассмотрели процесс спасения, каким он виден с человеческой стороны. Сейчас, мы посмотрим на этот же самый процесс с Божьей стороны.

    1. Приведение человека к сокрушению о грехе и покаянию

Говоря о блудном сыне, мы наблюдали внешнюю сторону процесса духовного развития человека. В то же самое время, в духовном развитии человека всегда имеет место ещё один, более важный процесс, – процесс работы Духа Святого над сердцем грешника.

Бог обильно благословляет всех людей незаслуженными благословениями. Он повелевает солнцу восходить над злыми и над добрыми. Он обеспечивает все необходимые условия для жизни людей на земле. Кроме этих благословений, Бог ещё проявляет особую милость к человечеству, посылая Духа Святого для того, чтобы указывать человеку путь к Богу и возрождать его. Библия ясно говорит, что спасение невозможно без Духа Святого:

Иоанна 3:5 «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

Иоанна 6: 44 «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня»;

1 Кор. 12:4 «…никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».

    1. Возрождение

Без Бога грешный человек стремится к своему личному господству. Даже тогда, когда он говорит о добре или религии, его сущность остаётся неизменной – он признаёт себя мерилом всего. Поэтому для того чтобы изменить это положение, возможно только одно решение – новое рождение. Иисус Христос очень ясно говорил, что спасение возможно только в случае нового рождения (Иоанна 3:5). Человек нуждается в новой природе, - природе, которая, в отличие от его ветхой, греховной сущности, находила бы счастье в подчинении Богу. Новая природа дается человеку только в результате рождения свыше.

Рим. 8:9 «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».

Рим. 8: 14 «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. 15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: `Авва, Отче!'»

Рождение свыше представляет собой уникальное действие Духа Святого, Который оживляет сердце человека, возрождая его к новой жизни во Христе. Возрождение происходит в момент покаяния. Освобождая человека от вины и действия греха, Дух Христов поселяется в нём.

Еф. 1:13 «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, 14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его».

При возрождении, Дух Святой также соединяет уверовавшего с остальными верующими, объединяя всех в единое целое во Христе. Библия называет это действие – крещением Духом Святым.

1 Кор. 12:13 «13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».

Способность верующего человека жить святой, богоугодной жизнью также приходит от Духа Святого. Рождённый свыше человек становится способным возрастать в Христовом отношении к Богу и к жизни. Дух Христов, поселяясь в человеке, меняет его взгляд на окружающий мир, даруя ему способность понимать и принимать Божье слово.

1 Кор. 2: 14 «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. 16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».

Рим. 8: 10 «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности».

Кроме всего прочего, рождение свыше является причиной и гарантией нашего воскресения.

Рим. 8: 11 «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас».

    1. Облечение в праведность Христову

Кроме обличения во грехах и возрождения, Дух Святой производит ещё одно важное действие в человеке при его покаянии. Посредством Духа Святого человек облекается в праведность Христову. Мы уже говорили о том, что для освобождения человека от вины греха, Иисус Христос принял его грех на Себя и понёс за него наказание. Так как человек не имеет собственной праведности, его спасение становиться возможным только благодаря тому, что Христос дарит ему Свою праведность.

1 Кор. 1: 30 «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением».

Фил. 3: 8 «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; 10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, 11 чтобы достигнуть воскресения мертвых».

Титу 3: 5 «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни».

Наличие праведности Христовой является единственной причиной, по которой человек будет оправдан перед Богом. Эта праведность не заработана нами, она подарена каждому истинно верующему человеку Иисусом Христом.

Домашнее задание:

Выучить Фил. 3:7-10
Урок 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: