Вопрос 2. Тенденции и перспективы развития рынка ценных бумаг в России

Интеграция российского РЦБ в мировую финансовую систему, безусловно, привнесла ряд положительных аспектов в деятельность резидентов, но одновременно усилила зависимость отечественного фондового рынка от конъюнктуры международных рынков капитала.

В настоящее время уровень развития российского РЦБ, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского РЦБ и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

Согласно разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные РЦБ, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.

В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового рынка ФСФР предлагает 12 приоритетных задач, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:

- консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;

- формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг;

- снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

- создание широких возможностей для секъютеризации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;

- расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка;

- внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

- развитие коллективных инвестиций;

- обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

- развитие и совершенствование корпоративного управления;

- предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;

- совершенствование регулирования на финансовом рынке;

- формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.

В целом, по мнению ФСФР, решение перечисленных задач позволило бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики. В результате могли бы быть достигнуты следующие показатели (табл.1)

Таблица 1 - Целевые показатели роста российского финансового рынка

Показатели      
Капитализация публичных компаний, трлн руб. 32,3    
Соотношение капитализации к ВВП, в % 97,8    
Биржевая торговля акциями, трлн руб. 31,4    
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн руб. 1,2 6,6  
Активы паевых инвестиционных фондов, трлн руб. 0,8 5,8  
Годовой объем публичных размещений акций, по рыночной стоимости, трлн руб. 0,7 1,3  
Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн чел. 0,8    
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, в %      

Утвержденная Стратегия определяет приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка. Цель настоящей Стратегии состоит в обеспечении ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и тем самым создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации.

В соответствии с данной целью предполагается расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка.

Учитывая, что рынок производных финансовых инструментов является динамично развивающимся, и виды этих инструментов постоянно обновляются, следует признать нецелесообразным установление на законодательном уровне исчерпывающего перечня производных финансовых инструментов и их определений. В то же время необходимо закрепить федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков право утверждать примерный перечень производных финансовых инструментов и требования к базисным активам производных финансовых инструментов, а также наделить биржи и саморегулируемые организации правом квалифицировать производные финансовые инструменты.

Стратегией предписано, что в отношении бирж следует установить более высокие требования по допуску финансовых инструментов к торгам и обеспечению исполнения сделок, совершенных на биржевых торгах, а также требования пруденциального надзора. При этом необходимо закрепить исключительно за биржами осуществление листинга финансовых инструментов и допуск ценных бумаг к торгам без осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг в предусмотренных законами случаях. Надлежит расширить полномочия бирж по раскрытию информации о ценных бумагах и об эмитентах, контролю над уровнем и качеством корпоративного управления в акционерных обществах, ценные бумаги которых допущены на биржу, и допуску ценных бумаг к обращению.

Основная задача развития учетных институтов состоит в снижении рисков, связанных с осуществлением учета прав на ценные бумаги, и сокращения сроков проведения операций по счетам депо (лицевым счетам). Необходимо принять меры, направленные на увеличение устойчивости и надежности учетных институтов, в частности, расширить практику страхования рисков профессиональной ответственности, ввести дополнительные качественные требования к регистраторской деятельности, включая пременение электронного документооборота для взаимодействия с владельцами и номинальными держателями ценных бумаг, при сокращении до необходимого минимума количественных требований.

Надлежит также урегулировать вопросы ответственности регистраторов и депозитариев при несанкционированном списании ценных бумаг со счета владельца. Кроме того, следует предусмотреть ежедневную сверку ценных бумаг, права на которые учитываются депозитарием на счетах депо, с ценными бумагами, учтенными на счетах номинального держателя, открытых депозитарию в реестрах владельцев ценных бумаг.

В целях снижения административных барьеров и упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг необходимо следующее:

- внести уточнения в регулирование процедуры эмиссии биржевых облигаций, а также расширить круг лиц, имеющих право выпускать биржевые облигации;

- отказаться от проведения технических эмиссий ценных бумаг, которые направлены на изменение номинальной стоимости и объема прав по ранее размещенным ценным бумагам. Процедуру эмиссии ценных бумаг в этих случаях следует заменить процедурой внесения изменений в зарегистрированное ранее в установленном порядке решение о выпуске ценных бумаг;

- упростить процедуру эмиссии дополнительных выпусков ценных бумаг, если ценные бумаги эмитента того же вида включены в котировальный список, предусмотрев возможность допуска таких ценных бумаг к торгам на фондовой бирже без осуществления государственной регистрации их выпуска.

В целях повышения конкурентоспособности российского финансового рынка, обеспечения участия в размещении глобальных инвесторов следует предусмотреть условия размещения ценных бумаг, аналогичные тем, которые действуют на развитых иностранных финансовых рынках.

Стратегией предусматривается также совершенствование клиринговых процедур и расчетов, развитие системы пруденциального надзора; обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а также предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Для повышения роли государства на фондовом рынке преодолеть раздробленность и пересечение функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг; создать жесткую регулятивную инфраструктуру рынка и ее правовую базу; организовать систему отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг; гармонизировать российские и международные стандарты, используемые на РЦБ; срочно создать государственную или полугосударственную систему защиты инвесторов и ценных бумаг от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов.

Все перечисленные меры обеспечат повышение конкурентоспособности российского фондового рынка, способного противостоять распространению мировых финансовых кризисов.

Для долгосрочного развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров необходимо

консолидировать и повышать капитализацию российской финансовой инфраструктуры; формировать благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг; снижать административных барьеров и упрощать процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг; формировать и продвигать положительного имиджа российского финансового рынка и другие мероприятия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: