К основным элементам данных относятся константы и переменные.
Константа не изменяет своего значения в процессе выполнения программы. Она может быть задана явно своим значением (25) или обозначена именем (Const М=25).
Переменная может изменять свое значение в ходе выполнения программы.
Комментарии предназначены, для того чтобы пояснить (человеку, а не компьютеру) какую задачу выполняет данная программа, отдельные ее части и т.п. Включение комментариев в программу является элементом хорошего стиля программы. Комментарии – это последовательность символов заключенных в ограничители вида: {} или (* *).
Примеры: { Определение максимумов } или (* Вычисление логарифмов *).
В пределах одной программы лучше использовать ограничители одного вида.
Тема 3 «Общая структура программы на языке Turbo Pascal»
Программа на языке Turbo Pascal состоит из трех основных частей:
- раздел объявлений и соглашений (декларативная часть);
- раздел текстов процедур и функций (процедурная часть);
- раздел основного блока.
|
|
3.1 Общая структура программы на Паскале.
РАЗДЕЛ ОПИСАНИЙ
PROGRAM имя - заголовок программы
USES - подключаемые библиотеки
LABEL - раздел глобальных меток
CONST - раздел глобальных констант
TYPE - раздел глобальных типов
VAR - раздел глобальных переменных
PROCEDURE,FUNCTION - раздел процедур и функций
РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ
BEGIN
- основной блок программы
END.
Раздел описаний предназначен для объявления всех встречающихся в программе данных. После каждого объявления данного(ых) или метки ставится точка с запятой.
Следует заметить, что не все перечисленные разделы должны присутствовать в программе. В простых программах, например, могут потребоваться только разделы объявления переменных.
Оператор USES играет важную роль в подключении к тексту программы системных модулей из библиотек.
Примечание:
Оператор USES может быть использован в программе только один раз, при этом у него есть свое четко определенное место (он предваряет все прочие операторы и разделы).
Названия библиотек, подключаемых к программе с помощью оператора USES должен разделяться запятой.
Например:
USES Crt, Graph, Overlay;
В разделе описания меток LABEL содержатся перечисленные через запятую имена меток переходов. Имя метки перехода может представлять собой целое число (от 0 до 9999), строку символов или символьно - цифровую конструкцию.
Например:
LABEL 10, 20, 9999, d13, metka_10;
Раздел операторов заключается в операторные скобки BEGIN (начало) и END (конец), при этом после END ставится точка. В этом разделе записывается последовательность исполняемых операторов, после каждого из которых ставится точка с запятой.
|
|
Программа записывается в свободной форме. В одной строке можно указать несколько описаний или операторов. Допускается перенос с одной строки на другую частей описаний или операторов на пробеле или запятой.
Чтобы программа была более наглядной и легче понимаемой, прибегают к отступам и выравниваниям.