Особенности товарного рынка


Экономическое назначение объектов рынка товаров и услуг заключается в обеспечении спроса человека в предметах личного потребления и общественного спроса в вещественных факторах производства. Это обуславливает существенные различия товарного рынка от других видов.


Объекты товарного рынка представлены в конкретной материально-вещественной форме, характеризуются определенными физико-химическими и качественными показателями, имеют количественную и стоимостную оценку. В условиях рыночной экономики производитель (поставщик, продавец), с целью реализации продукции, обращает внимание на те товарные свойства ее, что больше всего интересуют потребителя. Впрочем, эти качества далеко не всегда являются показателями качества и безопасности продукции. В таком случае государство возлагает на себя функции посредника между производителем (поставщиком, продавцом) и потребителем по вопросам безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей или окружающей среды, которые законодательно находятся под ее контролем. Эти показатели и требования зафиксировано в государственных и отраслевых стандартах Украины, технических условиях, санитарных нормах и правилах, других нормативных документах. Общепринятым методом подтверждения соответствия продукции или услуг установленных к ним требованиям стандартов или других нормативных документов является сертификация продукции и услуг. С помощью этой процедуры третья, независимая от изготовителя и потребителя сторона письменно удостоверяет, что продукция (услуга) соответствует необходимым требованиям. (Відповідно до Декрету Кабінету Міністрів України «Про стандартизацію і сертифікацію» № 46-93 від 10.05.1993 на Державний Комітет України з питань технічного регулювання та споживчої політики покладено створення та забезпечення функціонування державної системи сертифікації. Державний Комітет України з питань технічного регулювання та споживчої політики є національним органом України з сертифікації).

Благодаря сертификации удается приблизить к приемлемому уровню устранимый риск, что является источником ущерба для здоровья людей, сохранению имущества и окружающей среды, а также создать условия для участия субъектов предпринимательской деятельности в международном, экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле. Без сертификата, удостоверяющего соответствие потенциально небезопасной продукции установленным нормативным требованиям, невозможно торговать ею в экономически развитых странах мира.

Учитывая функциональное назначение объектов товарного рынка их разделяют на товары личного потребления и товары производственно-технического назначения.

Несмотря на сходство потребительского рынка и рынка товаров производственно технического назначения между ними существуют существенные отличия. Главные из них обусловлены структурой спроса и предложения, организацией рыночных процессов, разновидностями решений и процессом их принятия.

Товарный рынок, в отличие от других видов рынка, охватывает чрезвычайно широкий и широкий ассортимент товаров, так называемый торговый ассортимент. Торговый ассортимент характеризует совокупность товаров производственно-технического назначения и личного потребления, которые находятся в сфере обращения, независимо от места хранения их.


Полный систематизированный и классифицированый ассортимент содержит государственный классификатор продукции и услуг (ДКПП). Как составляющая Государственной системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации вступил в силу в Украине в 1998 г. Развернутый ассортимент товаров и услуг насчитывает около 20 млн. наименований.
Торговый ассортимент состоит из товарных групп и товарных единиц, которые предлагают покупателям и называют товарным ассортиментом.

Товарный ассортимент - это подбор или набор различных товаров, объединенных по определенному потребительскому, торговому или производственному признаку.
Ассортимент товаров количественно характеризуется следующими основными показателями: структура, широта, полнота, устойчивость, степень обновления.
Структура ассортимента - это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов в товарообороте. Она считается рациональной, если больше соответствует спросу потребителей.
Понятие «широта» товарного ассортимента касается как промышленного, так и торгового ассортимента и характеризуется числом наименований (видов и разновидностей) товаров определенного назначения. Так, ассортимент столовой посуды можно ограничить разнообразными тарелками, а можно расширить за счет салатницы тарелок, ваз и тому подобное.

Расширение ассортимента товаров должно быть оптимальным и отвечать разумным потребностям и требованиям экономичности.


Под полнотой ассортимента товаров понимают отношение количества разновидностей товара, находящегося в продаже, к количеству товаров, предусмотренных прейскурантами внутри вида.

Устойчивость ассортимента - это колебания его широты и полноты в течение определенного времени.

Обновлением ассортимента товаров называют смену товаров, которые находятся в продаже, изделиями с более высокими потребительскими свойствами, которые полнее удовлетворяют потребности населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: