Формы и методы регулирования товарного рынка


Создание социально ориентированного рыночного государства возможно лишь при условии гибкого сочетания регулирующего влияния государства с действием механизма рыночного саморегулирования. Государственное регулирование осуществляется с целью создания благоприятных условий для эффективного функционирования всех субъектов рыночных отношений и реализации государственной экономической политики.
Конкретные условия социально-экономического развития, состояние конъюнктуры рынка и стратегические ориентиры государства предопределяют необходимость использования различных методов регулирования. Теория государственного регулирования экономики классифицирует их по формам ​​и средствами воздействия и разделяет по:
- Формам воздействия - методы прямого и косвенного воздействия;

- Средствам воздействия - правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

Административные (организационно-распорядительные) методы заключаются в воздействии субъекта управления на управляемый объект посредством властно-распорядительных указаний и организационно-структурных упорядочения

Правовое регулирование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Пропагандистские (морально-этические) методы - это обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного рабочего, государственного служащего и т.д..). Они включают подходы воспитания, разъяснения и популяризации целей и содержания регулирования, средства морального поощрения и т.п.. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, нравственные позиции, психологические установки относительно деятельности государства.

Экономические методы государственного управления - это система приемов и средств прямого воздействия на субъекты предпринимательской деятельности путем внедрения финансово-экономических законов и денежно-кредитных отношений

Каждый из названных методов основывается на использовании совокупности определенных рычагов (инструментов) регулирования.

Инструментом прямого экономического воздействия на субъекты рыночных отношений является государственный заказ.

Государственный заказ определяет объем производства и закупок определенных товаров за средства государственного бюджета, размещается среди исполнителей на конкурсной основе и оформляется в виде государственного контракта. В то же время государственный заказ является инструментом административного регулирования. Он является обязательным для предприятий, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, а также для предприятий-монополистов.
К важным инструментов прямого воздействия относятся товарное квотирование объемов производства и продажи отдельных видов товаров и лицензирование определенных видов деятельности.
Последние имеют административно-правовой характер. В законодательстве Украины и соответствующих нормативных актах определены виды деятельности, подлежащих лицензированию (Закон Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности").
Товарное квотирования означает установление для субъектов рынка определенной доли в производстве и реализации товара и осуществляется с целью создания конкурентной среды, предотвращения монополизации рынка, стабилизации цен на внутреннем рынке.
Существенным рычагом экономического влияния являются нормы и нормативы, которые определяют органы государственного управления. Под нормой понимают определенную меру (образец), например, научно обоснованную меру общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции определенного качества. Норматив - поэлементная составляющая нормы, характеризующий относительное количество использованных в производстве (потреблении) товаров (ресурсов) на любую единицу измерения, скажем на одну гривну изготовленной продукции на душу населения и тому подобное. С помощью норм и нормативов здийснюють планово-экономические расчеты в сферах производства, товарного обращения, потребления.


Невыполнение субъектами хозяйственной деятельности установленных норм и правил влечет за собой применение к ним штрафных санкций в виде штрафов, пени, неустойки и т.п.. Санкции - это предусмотренные нормативными актами меры принудительного воздействия, направленные на наказание субъектов рынка, которые не выполняют правила деятельности.

Важная роль в регулировании товарного рынка принадлежит стандартам и сертификатам.
Стандарт - это нормативно-технический документ, который устанавливает единые обязательные требования к типу, размеру, качеству норм и других основных свойств товара. Сертификат - документ, удостоверяющий тот или иной факт (например, сертификат качества). Соблюдение государственных стандартов является обязательным для всех субъектов товарного рынка; не сертифицирован в соответствии с установленными правилами товар изымается из обращения.

Инструментом прямого административного регулирования также цены. Такое регулирование имеет целью предотвращения разрушительного воздействия свободного ценообразования на экономику, а также социальную защиту человека. Государственное регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен на важнейшие товары и услуги, применение предельных цен или предельных коэффициентов их повышения, введение механизма декларирования изменения цен и тому подобное.
В регулировании товарного рынка особую роль играет денежно-кредитная политика, охватывающая денежную эмиссию, операции с государственными ценными бумагами, изменения нормы обязательных резервов и учетной ставки.


Благодаря этим инструментам государство увеличивает или уменьшает денежную массу, находящуюся в обращении, и таким образом непосредственно влияет на деловую активность субъектов рынка.


Очень важным для развития товарного рынка является осуществление эффективной амортизационной политики. Введение механизма ускоренной амортизации способствует развитию новых видов рыночных процессов, более быстрому обновлению производственного оборудования.


При всем разнообразии методов ценообразования они имеют общую черту: цена должна возместить издержки производства и обращения и обеспечить создание прибыли владельцу товара. Важной характеристикой рынка является то, что рыночная цена формируется под влиянием соотношения спроса и предложения в условиях конкуренции. При наличии большого количества покупателей и продавцов каждый из них не в состоянии заметно повлиять как на общий объем предложения, так и на рыночную цену. Поэтому для получения прибыли, товаропроизводитель вынужден искать пути повышения конкурентоспособности своей продукции, сокращение затрат на ее изготовление. Благодаря этому конкуренция становится мощным стимулом технического прогресса, вывода на рынок новых видов товаров, снижения издержек производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: