По ПУЭ на асинхронных двигателях 3¸10 кВ устанавливаются следующие защиты:
от коротких замыканий в обмотке статора;
от однофазных замыканий обмотки статора на землю;
от перегрузки;
от потери питания.
1. Защита от КЗ в обмотке статора на двигателях до 5 МВт выполняется в виде максимальной токовой защиты без выдержки времени. Обычно применяют однорелейную схему (на разность токов двух фаз). Коэффициент чувствительности при КЗ на выводах двигателя должен быть не менее 2. Если kч <2, то применяют двухрелейную схему неполной звезды (рис. 1.3).
а б
Р и с. 1.3. Схема МТЗ двигателя:
а – включение реле на разность токов 2-х фаз (k сх= ;
б – включение реле по схеме неполной звезды (k сх=1)
Обычно для выполнения защиты используют реле РТ-40. Возможно также применение реле прямого действия.
Использование реле с зависимой от тока выдержкой времени позволяет использовать одно реле сразу для двух защит: от многофазных КЗ и от перегрузки (если последняя требуется).
Ток срабатывания защиты выбирается по выражению
, (1.18)
где kсх – коэффициент схемы соединения трансформаторов тока; kотc – коэффициент отстройки (kотc =1,8 – для реле РТ-40, kотc = 2 – для реле РТ-80); Iпуск – пусковой ток электродвигателя.
, (1.19)
где kn — кратность пускового тока.
Ток срабатывания реле определяется по выражению (1.10). Коэффициент трансформации трансформаторов тока KI определяется по номинальному току защищаемого двигателя:
.
На двигателях мощностью 5 МВт и более устанавливается продольная дифференциальная защита в двухфазном или трехфазном исполнении с реле типа РНТ-565. Ток срабатывания в этом случае определяется по выражению
. (1.20)
Ток срабатывания реле определяется по выражению (1.10).
2. Чувствительность защиты от многофазных КЗ оценивается при двухфазном КЗ на выводах двигателя:
, (1.21)
где Iр.мин определяется по выражению 1.12а.
Коэффициент чувствительности должен составлять не менее 2.
3. Защита от однофазных замыканий обмотки статора на землю. Защита для двигателей 3-10 кВ выполняется с помощью одного токового реле РТЗ-50, которое подключается к трансформатору тока нулевой последовательности типов ТЗ, ТЗЛ, ТЗР и др. Защита устанавливается на электродвигателях, если ток замыкания на землю Iз ³ 10 А при мощности двигателей Р Н³ 2000 кВт и если I З³5А при мощности двигателей Р Н> 2000 кВт.
Расчет защиты в данной работе не приводить.
4. Защита двигателя от перегрузки устанавливается только для двигателей, подверженных перегрузке, и действует на сигнал или разгрузку механизма.
Использование защиты от перегрузки, действующей на отключение, целесообразно в том случае, если без остановки двигателя нельзя устранить причину перегрузки, или в случае отсутствия обслуживающего персонала.
Подверженность перегрузке электродвигателя оговаривается в задании к курсовой работе.
Ток срабатывания защиты от перегрузки определяется по выражению
, (1.22)
где kотс =1,1¸1,2, kв =0,8¸0,85.
Ток срабатывания реле выбирается по выражению (1.10).
Время срабатывания реле выбирается из условия отстройки от времени пуска, tс.з = (12¸16) с.
5. Защита от потери питания. В настоящей работе использовать защиту минимального напряжения по четырехрелейной схеме на реле минимального напряжения типа РН-54.
Защита имеет две ступени.
Первая ступень защиты предназначена для отключения неответственных двигателей, чтобы обеспечить самозапуск ответственных двигателей. Напряжение срабатывания первой ступени
. (1.23)
Выдержка времени первой ступени отстраивается от отсечек электродвигателей и устанавливается равной 0,5¸1,5.
Вторая ступень защиты предназначена для отключения двигателей при исчезновении напряжения на них, если необходимо осуществлять пуск схемы АВР электродвигателей, или по условиям технологического процесса и техники безопасности.
Напряжение срабатывания второй ступени защиты:
(1.24)
Выдержка времени второй ступени принимается равной 10¸15 c для того, чтобы защита не действовала на отключение двигателей при снижении напряжения вследствие КЗ и самозапуска электродвигателей.