Экономические методы управления фирмой

В условиях рынка каждая хозяйственная единица - компания, фирма, предприятие - ведет свою производственную и финансовую деятельность, самостоятельно принимая решения о том, что и для кого производить, по какой цене продавать свой товар или услуги, каким образом формировать свои ресурсы и т.д. В то же время и экономическая ответственность за результаты деятельности фирмы полностью ложится на ее владельцев и высший состав менеджеров.

Экономические методы управления фирмой базируются на двух основных принципах:

1. Хозяйственная самостоятельность фирмы. Этот принцип предполагает, что все решения по управлению принимаются советом (советом директоров) или президентом фирмы и его аппаратом.

Хозяйственная самостоятельность фирмы осуществляется в рамках законов, существующих в стране, и ограничивается только этими рамками, а не указаниями “вышестоящих инстанций”. Совет директоров самостоятельно распределяет обязанности между Советом и Президентом компании, определяет круг их полномочий и ответственности. Ни министр, ни премьер министр, ни Президент не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность компании вне условий чрезвычайной ситуации.

2. Экономическая ответственность фирмы. Каждая фирма несет экономическую ответственность по своим обязательствах в пределах, определяемых ее организационно-правовым статусом.

Ответственность может быть либо ограниченной размером уставного фонда, либо неограниченной. В любом случае владельцы сами отвечают по обязательствам фирмы. Ни министерство, ни государство не несут ответственности по обязательствам частной фирмы.

Вся экономическая и производственная деятельность фирмы строится на основе этих принципов.

Применение определенного набора методов экономического управления зависит от характера и вида деятельности конкретного предприятия. Однако для любой компании характерны все три направления экономической работы, представленные во внутреннем контуре на рис 5.Некоторые руководители считают, что эффективное управление фирмой базируется на экономии расходов по всем статьям. Это очень опасное заблуждение. Ничего не тратя, ничего не заработаешь. Иногда небольшие дополнительные затраты могут дать предприятию весьма значительный выигрыш. Нужно всегда стремиться не к минимизации промежуточных затрат, а к максимизации конечного результата работы фирмы.

Формирование ресурсов - один из важнейших элементов экономического управления, от которого зависит вся дальнейшая деятельность фирмы. Необходимо приобрести именно те ресурсы, которые в наибольшей степени подходят для профиля деятельности фирмы, причем сделать это наиболее экономичным способом.

Материальные ресурсы могут приобретаться либо за счет собственных средств - амортизационных отчислений и части прибыли, направляемой на инвестиции, либо за счет привлеченных средств - выпуск акций и облигаций, либо за счет банковского и прочих видов кредита. Финансовые подразделения фирмы каждый раз должны тщательно анализировать ситуацию и находить наивыгоднейшие варианты приобретения ресурсов.

Рассмотрим возможные варианты формирования ресурсов на примере судоходной компании.

Основным материальным ресурсом судоходной компании является флот. При создании или развитии компании перед ее владельцами и менеджерами стоит ряд вопросов:

- на каком рынке собирается работать компания;

- какой флот ей для этого необходим;

- где и за счет каких средств можно приобрести суда.

Недавно созданные в России частные судоходные компании ориентируются, в основном, на регионные перевозки грузов российской внешней торговли - на страны Северной Европы и Средиземноморья. Конкурировать с мировыми судоходными гигантами на межконтинентальных перевозках грузов международной торговли им пока еще не под силу. Поэтому новые российские компании стараются приобретать флот, в наибольшей степени соответствующий структуре их перевозок.

Для формирования состава и структуры флота компании возможны следующие варианты:

- приобретение судов на судоверфях - отечественных и зарубежных - вновь построенный флот;

- приобретение судов, бывших в употреблении, на мировом рынке тоннажа;

- фрахтование судов на условиях “бербоут-чартера” с последующим их переходом в собственность компании;

- фрахтование судов на условии долгосрочного “тайм-чартера”.

Первый вариант - самый дорогостоящий, его может позволить себе только крупная устойчивая компания, успешно работающая на мировом рынке перевозок. Новый флот требует значительно меньших затрат на его техническую эксплуатацию и ремонт, позволяет привлекать к перевозке высоко тарифицируемые грузы. Однако очень немногие российские судовладельцы могут позволить себе в настоящее время заказывать и покупать флот из нового судостроения.

Второй вариант требует очень хорошего знания состояния рынка судов, бывших в эксплуатации. В период депрессии судоходства при избытке предложения над спросом на тоннаж можно очень выгодно купить 5-и или 10-летние суда в хорошем техническом состоянии. В период же бума в судоходстве цена на такие же суда может очень существенно увеличиться, что сделает их недоступными для большого числа судовладельцев. Цены на новые суда имеют примерно аналогичную тенденцию, но с некоторым сдвигом по времени.

Компании, имеющие хорошую репутацию в судоходстве, могут формировать свой тоннаж за счет бербоут-чартера. Фактически до окончания выплаты всего долга в соответствии с условиями чартера компания не является владельцем соответствующих судов, но обеспечивает полностью его эксплуатацию и несет коммерческие риски. Судовладелец, как правило, стремится отдать свои судна в бербоут-чартер только той компании, в которой он уверен. В практике бывших советских морских пароходств такие случаи были. Например, все суда-газовозы типа “Юрмала” Латвийского морского пароходства эксплуатировались сначала на условиях бербоут-чартера, и перешли по окончании срока в собственность пароходства.

Суда, арендованные на условиях долговременного тайм чартера, не являются собственностью компании и практически никогда ею не будут. Однако компания может эффективно использовать такой тоннаж, извлекая операторскую прибыль.

Существуют и некоторые другие способы формирования ресурсов фирмы, например, создание совместной компании с судостроительным предприятием, но они широкого распространения не получили и носят частный характер.

Роль бизнес-плана в формировании ресурсов компании. Как уже отмечалось, далеко не все компании имеют достаточно денег для приобретения своих основных фондов. Во всем мире фирмы используют заемный капитал для формирования своих ресурсов. Но никто в мире не даст денег, если не будет представлено серьезное обоснование надежности помещения капитала и возможности его возврата в определенное время и с обговоренными процентами.

Для того, чтобы доказать потенциальному кредитору или инвестору эффективность предлагаемого варианта помещения капитала, разрабатывается бизнес-план. Бизнес-план может разрабатываться не только как документ для привлечения дополнительных инвестиций, но и для разработки концепции и стратегии ведения бизнеса или как инструмент для оценки результатов работы компании за определенный период, но в данном разделе мы будем рассматривать только первую функцию бизнес-плана.

В судоходном бизнесе бизнес-планы разрабатываются, в основном, для кредиторов - крупных банков, т.к. привлечь венчурный капитал для строительства или покупки флота затруднительно.

Обычно оговариваются следующие условия кредита: валюта, в которой предоставляется заем, размер кредита процент под который предоставляется кредит; срок возврата кредита. Ставки банковского кредита для различных клиентов неодинаковы, и рассчитываются по формуле:

R=r+x,% (3)

где: r - prime rate - базовая ставка, устанавливаемая для лучших (самых надежных) клиентов;

х - дополнительная ставка, зависящая от репутации клиента. Она обычно составляет от 0,5 до 2-х, но может доходить до 3-х и даже 4-х процентов.

Банки оценивают фирму, желающую получить кредит, по следующим параметрам (их называют “4С”, что соответствует русским “4Д”):

- Charakter - деловая репутация фирмы;

- Cash flow - денежный потолок;

- Collateral - дополнительное обеспечение;

- Contribution - доля собственного капитала.

Все эти элементы в предоставляемом банку бизнес-плане должны быть показаны очень четко и убедительно.

В последние годы появилось большое количество книг и пособий на русском языке по составлению бизнес-планов. Более подробно на этом мы останавливались в первой чати книги. Поэтому здесь в очень краткой форме излагаются только основные моменты составления бизнес-плана для судоходной компании.

Бизнес- план имеет следующую структуру:

Титульный лист. На нем размещаются: название фирмы, назначение бизнес-плана, для какого конкретного инвестора он предназначен, адрес, телефоны и факс, фамилия и имя директора фирмы и составителя документа.

Оглавление.

Исполнительное резюме. Документ представляется первым, но пишется последним после разработки всех остальных разделов бизнес-плана. В нем очень четко и кратко излагаются все идеи бизнес- плана от постановки цели до краткого изложения финансового обоснования проекта. Резюме пишется так, чтобы заинтересовать потенциального инвестора и убедить его в реализуемости и эффективности представленного проекта. Если резюме написано плохо, дальнейшие разделы бизнес-плана никто читать не будет.

Общее описание компании. Должно быть описано месторасположение компании, имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, основные направления деятельности, достижений за последние годы. Хорошо написанный раздел дает возможность оценить внутренний потенциал компании, ее возможность предоставить дополнительное обеспечение требуемому инвестиционному кредиту.

Продукция и услуги компании. Проводится описание линий и направлений, на которых работает флот компании, дается характеристика предлагаемого сервиса.

Маркетинг-план. Описывается состояние рынка, потенциальные возможности его роста, оцениваются предполагаемые действия конкурентов. Разрабатываются предложения по использованию кредита для выхода на конкретную линию или освоение грузопотока с обоснованием конкретных цен перевозки или стратегии в области ценообразования, варианты рекламы и прочих действий по продвижению сервиса, и т.д.

Управление и организация. От качества управления зависит коммерческий успех или неудача проекта. Это известно каждому банкиру. Поэтому в данном разделе показывается организационная структура управления и отмечаются ее достоинства, описываются основные процедуры управления, принятые в компании.

Персонал. Хороших результатов достигают конкретные люди. Очень важно, чтобы в компании были личности, которые известны своей деловой репутацией. Нужно показать, что эти люди уже добивались, и неоднократно, коммерческого успеха в других проектах компании и известны в деловом мире.

Капитал. Банкиры значительно охотнее дают деньги тем, у кого они есть, и кто умеет с ними обращаться. Нужно показать, что компания сама финансирует часть рассматриваемого проекта (contribution) и владеет достаточным капиталом и для эффективной работы, и для погашения долга.

Финансовый план. Этот раздел - заключительный и самый важный. Кредиторы доверяют только цифрам и умеют их анализировать. Поэтому в разделе делаются скрупулезные расчеты прибыли компании и денежных потоков (Cash flow) по годам, анализируется процесс выхода на точку безубыточности проекта, возможность погашения долга и выплаты процента за кредит.

В целом, чем лучше будет разработан и обоснован бизнес-план, чем убедительнее и доказательнее будут его цифры и выводы, тем больше вероятность получения необходимого финансирования.

Формирование рынка для товаров или услуг, производимых фирмой, - жизненная необходимость для каждого предприятия. В условиях рынка пассивное ожидание клиентов - смерти подобно. Фирма должна вести активную маркетинговую политику, стараться перевести потенциального клиента в состояние активного потребителя своей продукции или услуги. Выпуск самой современной продукции или предложение самой качественной услуги - еще не гарантия успеха фирмы, если на эти товары и услуги нет покупателя.

Изучением запросов и потребностей клиентов и формированием - на этой основе - рынка товаров и услуг фирмы занимается ее маркетинговое подразделение. Оно не должно быть слишком большим, но в нем должно быть столько сотрудников, чтобы обеспечить планируемый объем реализации продукции и соответствующую долю рынка.

Каждая фирма, которая хочет успешно конкурировать на рынке, должна иметь свою рыночную стратегию. Но наличие маркетинговой стратегии само-по-себе еще не дает какого-либо преимущества. Необходима упорная постоянная работа по воплощению этой стратегии в жизнь.

Оперативное управление ресурсами фирмы должно быть направлено на их наиболее эффективное использование, снижение затрат всех видов ресурсов на единицу продукции или услугу. Кроме того, управление ресурсами может считаться эффективным только в том случае, если в максимально возможной степени реализуются цели и задачи фирмы, удовлетворяются все запросы и требования клиентов.

В процессе функционирования реализуется миссия фирмы, т.е. ее основное предназначение. Считается, что в рыночной ситуации при отсутствии спроса на товары или услуги фирмы разумные руководители должны не ждать изменения конъюнктуры рынка и повышения покупательского спроса или надеяться на получение государственных заказов, а активно менять направленность работы компании, стремиться выйти на рынок с новым товаром или услугой.

Для водного транспорта эта ситуация не очень характерна. Как правило, ни судоходные, ни стивидорные фирмы не меняют своей миссии - они продолжают предлагать на рынке свои услуги по перевозке или перевалке грузов. Рыночные изменения поведения этих компаний связаны с расширением номенклатуры и повышением качества услуг. Агентские, брокерские, экспедиторские и т.д. фирмы стараются повысить свою устойчивость в условиях изменяющегося рынка за счет совмещения в одной компании различных видов обслуживания клиентов.

Рассмотрим основные направления эффективного оперативного управления ресурсами судоходной компании. Суда компании могут работать:

- на линиях в составе конференций или как аутсайдеры - по графику;

- на нелинейных перевозках - отдельными рейсами.

Кроме того, суда могут быть отфрахтованы на условиях time-чатера (или аналогичных) на короткое или длительное время.

Каждый из вариантов использования флота имеет свои достоинства и недостатки. На линиях могут работать компании, которые в состоянии предложить клиентам сервис, не худший, чем компании-партнеры по конференции или конкуренты (при работе в качестве аутсайдера). Для этого нужно иметь современный флот, обеспечивающий необходимую частоту обслуживания клиентов. Но и ставки, по которым работает линейный флот обычно значительно выше, чем при работе на условиях чартера. К сожалению, далеко не все российские судовладельцы в состоянии работать на линейных условиях, особенно судами река-море.

На нелинейных условиях перевозятся все массовые и небольшая часть генеральных грузов. Обычно загрузка судов на таких перевозках выше, чем на линиях, но ставки фрахта - ниже. Для Речфлота - это завоз груза на боковые реки весной.

Часть флота компании может отфрахтовываться на короткое или большое время. Фрахтовый рынок находится в постоянном движении. Необходимо постоянно следить за состоянием этого рынка и стараться прогнозировать его развитие. Если предполагается уменьшение спроса на тоннаж и снижение фрахтовых ставок, имеет смысл отфрахтовывать флот на длительный период, например, на 12 месяцев и более; если же рынок устойчиво идет вверх, следует стараться работать либо на условиях рейсовых чартеров, либо отфрахтовывать флот на короткое время, например, на 3 месяца.

Критерием эффективности использования морского флота или судов «река-море» на условиях рейсового или тайм-чатера может служить “тайм-чартерный эквивалент” - разница между общей суммой фрахта и рейсовыми расходами (топливо портовые и канальные сборы). Учитывая, что остальные эксплуатационные расходы по флоту (расходы по содержанию команды, страховка и расходы по технической эксплуатации и ремонту судов) фактически являются постоянными и не зависят от варианта использования судов, тайм чартерный эквивалент сразу же дает возможность оценить, какой вариант оперативного решения по использованию флота компании является наилучшим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: