double arrow

VI. Политический (государственный) режим

Для характеристики формы государства имеет важное значение
политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов
и способов государственного руководства), так и в широком своем
понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности; степень соответствия официальных
конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер
отношения властных структур к правовым основам государственной и
общественной жизни).

Какие виды политических режимов существуют? Их очень много,
поскольку на ту или иную разновидность политического режима
оказывает влияние множество факторов:

• сущность и форма государства;

• характер законодательства;

• фактические полномочия государственных органов и юридические
формы их деятельности

• соотношение общественно-политических сил;

• уровень и стандарты жизни, состояние экономики;

• формы социальной борьбы или сотрудничества;

• исторические традиции страны;

• в более широком смысле - своего рода общественно-политическая
«атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям
господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными
прогнозами;

• международная обстановка.

На разных исторических этапах формируются различные
политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах
одного и того же времени.

Так, периоду древности (рабовладения) присущи режимы:
деспотические,

теократически-монархические,
аристократические,
олигархические,
рабовладельческой демократии.

Во времена средних веков (феодализма) характерны режимы:
абсолютистский,

режим своеобразной «феодальной демократии»,
клерикально-феодальный,

милитаристско-полицейский или режим «просвещенного
абсолютизма».

В новое и новейшее время (при капитализме) существуют:
либеральный,

буржуазно-демократический, или конституционный,
бонапартистский,
военно-полицейский,
фашистский,

«фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-
националистический,
диктаторски-монополистический,
марионеточный,
в некоторых исламских странах - клерикально-фундаменталистский.

Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления
народно-демократических, общенародных политических режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-
крестьянской (партийной) диктатуры.

Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в
принципе содержательных характеристик позволяют свести все
многообразие политических режимов к двум большим разновидностям:
демократическому и антидемократическому политическим режимам.

Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых
демократических политических режимов. Термином «демократия»
обозначается форма государства в том случае, если:

• народ официально признается носителем суверенитета и
единственным источником власти;

народ реально использует право участвовать в принятии политических
решений, в управлении делами общества и государства;

• законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом,
выбранным народом;

• если осуществляются закрепленные законодательством широкие
социально-экономические и политические права граждан
независимо от их пола, расы, национальности, имущественного
состояния, образовательного уровня и вероисповедания;

• предусматривает прямое участие населения в решении
государственных вопросов (прямая или непосредственная,
демократия) или участие в принятии политических решений с
помощью выборных представительных органов (парламентская, или
представительная, демократия);

• гарантируются провозглашенные права и свободы, прочная
законность и правопорядок, существование различных форм
собственности и плюрализм мнений;

• обеспечивается многопартийность, достаточно высокий социально-
экономический уровень жизни широких масс населения,
эффективный контроль над преступностью, особенно ее наиболее
опасными организованными формами.

Отличаются разнообразием и антидемократические

политические режимы, однако их содержательная сторона во многом

едина, она противоположна вышеперечисленным свойствам

демократии и характеризуется:

• господством одной политической партии или движения;

• одной, «официальной» идеологией;

• одной формой собственности;

• сведением к минимуму или ликвидацияей каких бы то ни было
политических прав и свобод;

• резким расслоением населения по сословным, кастовым,
конфессиональным и другим признакам;

• низким экономическим уровнем жизни основных слоев народа;

• акцентом на карательные меры и принуждение;

• агрессивностью 40 во внешней политике, терроризмом религиозной
нетерпимостью,

Между различными элементами формы государства существует
известное соответствие. Так, монархическая форма правления
феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной,
централизованной форме государственного устройства и
автократическому политическому режиму. Республиканские формы
правления хорошо вписываются в условия либерально-
демократического политического режима, а при наличии двух- или
многонационального состава населения могут определять федеративное
государственное устройство.

Политический режим тесно связан с механизмом
государственной власти.

УП.Механизм государственной власти - взятые в единстве
средства, институты и процедуры, обеспечивающие наиболее
эффективную реализацию государственной власти.

Центральное место в механизме государственной власти занимает
государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов
государственной власти (см. тему 16).

Наряду с государственным аппаратом в механизм
государственной власти включаются и некоторые формы
непосредственной демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е.
средства реализации государственной власти непосредственно
населением.

Референдум - непосредственное выражение власти народа,
принимающего окончательное решение, руководствуясь своей
суверенной волей и коренными интересами.

Выборы - институт непосредственного народовластия, с
помощью которого граждане формируют представительные органы
государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право - право граждан избирать и быть
избранным в органы государственной власти и местного
самоуправления. Современные избирательные компании проходят с
использованием пиаровских (от англ. PR – public relation
общественные связи) технологий, электронного подсчета голосов, с
информационно-аналитическим обеспечением.

Механизм государственной власти не мыслим без местного
самоуправления
- самостоятельной инициативной деятельности
местных сообществ по решению вопросов местной жизни.

Органы местного самоуправления имеют статус
негосударственных, самостоятельных представительных и
исполнительных органов, осуществляющих функции (см. тему 18) и
полномочия местного самоуправления на данной территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: