III. Виды функций государства

Исходя из философского понимания сущности государства как
социальной системы, различаются:

• целедостигающая,

• интерактивная,

• функция регулирования скрытых напряжений.
Исходя из структуры государства:

• общегосударственная,

• отраслевая,

• межотраслевая,

• отдельных органов,

• должностных лиц.

Исходя из их направленности:

• внутренние,

• внешние.

Исходя из содержания государства, особенностей момента,
среды, субъективных факторов:

• оборона страны,

• поддержание мира и международной безопасности,

• кооперация и экономическое сотрудничество во внешней сфере,

• экономическая,

• политическая,

• идеологическая,

• социальная,

• экологическая во внутренней политике.

Исходя из особенностей политического властвования (разделения
власти):

• законодательная,

• исполнительная,

• судебная.

Исходя из продолжительности и основательности их реализации:

• постоянные - временные,

• основные - не основные.

Формы и методы осуществления государственных функций
Если судить по внешнему выражению осуществления

государством своих функций, то можно выделить их правовые и

неправовые формы.

Первые представляют собой деятельность, оформленную правом,

связанную с совершением юридически значимых действий в порядке,

определенном законом, влекущую правовые последствия; к ним

относятся:

• правоустанавливающая деятельность (правотворчество) -
подготовка, создание нормативно-правовых актов, их изменение,
кодификация, отмена;

• правоисполнительная (правоприменение) - реализация предписаний
принятых правовых норм в тех или иных формах;

• правоохранительная деятельность - охрана правовых норм от
нарушений, предупреждение правонарушений, привлечение
правонарушений к юридической ответственности.

Вторые - отражают деятельность, не требующую строго

юридического оформления, зачастую не связанную с совершением

юридически значимых действий, не влекущую важных правовых

последствий. К ним относятся:

• организационно-хозяйственная и учетно-контрольная деятельность -
материально-технические операции, дотации, госзаказы,
кредитование, делопроизводство, статистика, бухучет, справки,
отчеты и т.п.;

• организационно-регламентирующая деятельность -
инспектирование и инструктирование различных органов,
учреждений, организаций, привлечение их к работе
государственного аппарата, планирование, программирование,
изучение положительного опыта и т.д.;

• организационно-идеологическая деятельность - учет общественного
мнения, работа с прессой, организационно-массовая работа с
населением, воспитание, агитационно-пропагандистские кампании и
т.п.

К внешним аспектам осуществления государственных функций

относятся и методы, используемые при этом, такие как:

• убеждение,

• принуждение,

• поощрение,

• наказание,

IУ.Профессиональную деятельность, обеспечивающую
исполнения полномочий государственных органов, осуществления ими
своих функций называют государственной службой.

Ее субъектом выступает государственный служащий - гражданин
Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном
федеральным законом, обязанности, предусмотренные занимаемой
государственной должностью за денежное вознаграждение,
выплачиваемое из бюджета (субъекта) РФ.

В отличии от государственного служащего, муниципальный
служащий - это лицо, зачисленное в штаты
представительных/исполнительных органов местного самоуправления,
осуществляющее функции и полномочия местного самоуправления и получающее заработную плату, выплачиваемую за счет средств
местного бюджета. (И государственного и муниципального служащего
не следует путать с т.н. «функционером» - активистом партийной или
профсоюзной организации).

Классификация государственных служащих

По видам государственной деятельности:

• служащие представительных органов власти;

• служащие органов исполнительной власти;

• служащие органов судебной власти.
По характеру труда:

• руководители,

• специалисты, технические исполнители.

По юридическим свойствам должностей и объему полномочий:

• представители власти - имеют право предъявлять государственно-
властные требования от имени государства и применять меры
воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении;

• должностные лица - совершают действия, влекущие юридические
последствия, применяют право в отношении лиц, подчиненных им
по службе;

• вспомогательный состав (технический персонал) - их действия не
влекут юридических последствий, влияющих на содержание
решений государственного органа.

Требования, предъявляемые к государственному служащему в
Российской Федерации:

• наличие гражданства РФ;

• достижение возраста 18 лет;

• наличие профессиональной квалификации, удостоверенной
дипломом, свидетельством, аттестатом;

• владение государственным (русским) языком;

• отсутствие ограничений для занятия данной государственной
должности.

Правовой статус государственного служащего зависит от его
должности, т.е. занимаемого им служебного положения. Должность
определяет:

• характер деятельности служащего;

• денежное содержание;

• требования к профессиональной подготовке;

• требования, предъявляемые к возрасту, здоровью, моральным,
интеллектуальным, физическим и др. данным;

• обязанности и права (полномочия);

• льготы, поощрения и ответственность;

• условия, сроки службы, порядок замещения должности.

Виды должностей перечислены в Реестре государственных
должностей в Российской Федерации и в Реестре государственных
должностей Государственной службы Российской Федерации.

Ответственность государственных служащих определена
соответствующими кодексами, указами Президента. Их обязанность -
представлять декларации о доходах и принадлежащем им имуществе.

У.Одной из иллюстраций функционирования государства может
служить его деятельность в области хозяйства.

Экономическая функция государства - объективно необходимая,
законодательная регламентированная деятельность государства в
области хозяйства, направленная на достижение экономических задач,
выражающая его сущность и социальное назначение.

Выполнение экономической функции, соотношение государство-
экономика - право во многом зависит от «больших циклов
конъюнктуры» (Н.Д.Кондратьев).

Большие циклы конъюнктуры или «длинные волны» -
долговременные тенденции изменений в развитии товарного
производства, рыночного обмена и распределения произведенных благ,
проявляющиеся в экономических подъемах, спадах, кризисах.

Циклы характеризуются большим количеством показателей
развития мировой и национальной экономики, охватывают период в
200-250 лет, связаны с социальными потрясениями (войны, революции)
и фундаментальными научными открытиями (изобретение ткацкого
станка, акционерная форма капитала, производство чугуна, ядерная
энергетика и т.п.).

Знание «больших волн» позволяет правильно понять:

• предназначение (роль) государства и права в организации и
правовом регулировании экономики на том или ином этапе
развития;

• критерии оценки функционирования права, деятельности
государства, его отдельных органов в проведении избранного
экономического курса;

• корректность принятой формы общественной организации
производства, господствующей формы собственности, системы
общественного разделения труда и т.п.;

• характер и основные направления государственной политики на
длительный период, формы и методы правового управления,
возможности и пределы использования государственно-правовых
регуляторов;

• условия, формы, способы и средства правоохранительного
воздействия государства и права на экономические правонарушения,
организованную преступность, теневую экономику, коррупцию.

Соотношение «государство - экономика - право» зависит от того,
является ли экономика плановой или рыночной.
Для плановой экономики характерно:

• господствующее положение государства в производстве,
распределении, обращении материальных благ;

• существование преимущественно государственной
социалистической собственности на средства производства;

• правовые ограничения (запреты) на частную собственность;

• законодательное запрещение эксплуатации человека человеком;

• возведение общегосударственного плана развития народного
хозяйства в закон;

• существование общественных фондов потребления,
обеспечивающих бесплатное образование, медицинское
обслуживание и т.д.;

• передача государством значительных полномочий, в том числе
нормотворческих, общественным организациям (профсоюзы) в
сфере производства, охраны труда, социального страхования;

• примат идеологических (над правовыми) средств управления;

• конституционное закрепление руководящей роли компартии в
качестве ядра политической системы.

Для рыночной экономики характерно:

• невмешательство государства в экономику (либеральный период);

• частная собственность, как принадлежащая к естественным правам
человека, священна и неприкосновенна;

• основа экономики - рынок, конкуренция, свободный перелив
капитала;

• отсутствие общенационального плана;

• государство, не являющееся хозяйствующим субъектом, выполняет
роль независимого арбитра, обеспечивает политику «свободы рук»,
безопасность, общественный порядок;

• на современном этапе государство вторгается в экономику (частный
сектор в народном хозяйстве, инвестиции, подряды);

• существование монополий (с 80-х годов XIX в.) и
транснациональных корпораций (середина XX в.);

• возникают потребности в элементах планирования,
государственного контроля (опасность техногенных катастроф,
экология);

• социальная направленность в праве (антимонопольное
законодательство, законы о минимальной заработной плате,
социальное страхование, конституционное закрепление права на
труд и т.д.).

Позиция государства и права в рыночной экономике определяется
двумя принципиальными (и многими промежуточными) подходами.

Невмешательство (М.Фридмен, Ф. фон Хаек); теоретическая
основа - экономический либерализм. Основные доводы:

• рыночные отношения достаточны для эффективного регулирования
экономики;

• «погрешности» рыночного механизма сказываются легче, чем
«грубое» вмешательство государства в тонкий рыночный механизм;

• усиление роли государства - угроза свободе гражданина;

• рыночные регуляторы действуют объективно и постоянно;
государственно-правовые - произвольно и дискретно.

Вмешательство (Дж. Гелбрейт, В.В.Леонтьев); теоретическая
основа - неокейнсианство. Основные аргументы:

• свободный рынок - это стихия, поэтому непредсказуем;

• катастрофические экономические кризисы - спутник и следствие
свободной рыночной экономики;

• самокорректирующая экономика и саморегулируемый рынок -
простая иллюзия;

• государство и право обладают необходимыми возможностями для
того, чтобы сделать рыночный механизм более эффективным и
исключить его недостатки;

• социальная ориентация экономики благотворно сказывается на
стабильности общественных процессов.

Принципиальные возможности участия государства и права в
социально ориентированной экономике:

• установление целей социально-экономического развития;

• законодательное закрепление принципов рыночных отношений;

• законодательное закрепление круга субъектов рыночных
отношений;

• правовая регламентация разрешения рыночных дел и споров;

• установление юридической ответственности в случае «рыночных»
правонарушений;

• запрещение и вытеснение посредством закона противоправных
средств и способов ведения хозяйственной деятельности и
коммерции.

Экономическая функция государства, ее главные
направления в рыночной экономике:

• формирование и совершенствование правовой базы по становлению
и развитию рыночной экономики (создание кодекса поведения на
рынке, условий рыночной «игры»);

• реформирование отношений собственности (разгосударствление,
приватизация, реприватизация, акционирование и т.п.
собственности);

• стабилизация и выход из кризиса общественного производства
(восстановление внешнего и внутреннего равновесия экономической
системы, прекращение спада производства, особенно в
высокотехнологических видах продукции и т.д.);

• социальная защита населения, гармонизация интересов рыночной
экономики и социальной стабильности в обществе (пособия по
безработице, профессиональная переориентация, ликвидация
задолженности по зарплате, повышение ответственности
хозяйствующих субъектов и т.д.);

• государственное планирование и прогнозирование социально-
экономического развития страны, как главное направление
оптимизации общественно целевых функций, реализации
социальных программ (В.В.Лазарев).

В экономической сфере государство использует право не только с
целью регулирования, но и с целью правовой охраны. Экономическая
преступность в РФ на современном этапе представляет серьезную
угрозу конституционному строю.

В научной литературе есть две полярные точки зрения (и много
промежуточных) на экономические преступления:

• (наиболее узкая) - это преступления юридических лиц как
хозяйствующих субъектов;

• (наиболее широкая) - это все имущественные преступления,
совершенные с целью получения экономической выгоды.

Действующий Уголовный Кодекс к преступлениям в сфере
экономики относит:

• преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж,
разбой и т.п.);

• преступления в сфере экономической деятельности
(лжепредпринимательство, контрабанда, заведомо ложная реклама,
фиктивное банкротство и т.д.);

• преступления против интересов службы в коммерческих и иных
организациях (злоупотребление полномочиями, коммерческий
подкуп и т.п.).

Основные направления экономической преступной
деятельности:

• криминализация потребительского рынка;

• лжепредпринимательство и лжебанкротство;

• спекулятивные операции на рынке земельных участков,
производстве и переработке сельскохозяйственной продукции;

• массовая легализация капитала, «отмыв» денег;

• фальшивомонетничество;

• коррупция с целью получения льгот, лицензий, незаконного

освобождения от налогов и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: