МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ЗАЩИТЕ
ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ
РАБОТ
По направлению подготовки
Журналистика»
Квалификация (степень) «бакалавр»
Москва 2014
Чеботарева Н.И., Корнеев С. Т., Аладышева К.Ю.
Методические рекомендации по разработке и защите выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 031300.62 «Журналистика». – М.: МГЭИ, 2014. – _____с.
Одобрено кафедрой журналистики и связей с общественностью. Протокол заседания кафедры от 03 октября 2014 года № 3. Для студентов Московского гуманитарно-экономического института направления подготовки 031300.62 «Журналистика».
№ ________
© Московский гуманитарно-экономический институт, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Требования к содержанию выпускных квалификационных работ | |
Подготовка выпускной квалификационной работы | |
Выбор темы | |
Руководство выпускной квалификационной работы | |
Составление библиографии | |
Структура выпускной квалификационной работы | |
Введение | |
Основная часть | |
Заключение | |
Список литературы | |
Приложение | |
Оформление и защита выпускной квалификационной работы | |
Общие правила оформления выпускной квалификационной работы | |
Оформление содержания | |
Оформление таблиц | |
Оформление иллюстраций | |
Оформление примечаний и сносок | |
Оформление цитат | |
Сокращение слов и словосочетаний в тексте | |
Оформление ссылок | |
Правила записи числительных | |
Правила оформления списка литературы | |
Примеры библиографических описаний | |
Особенности ссылок на электронные ресурсы | |
Защита выпускной квалификационной работы | |
Предварительная защита выпускной квалификационной работы | |
Подготовка презентации к защите выпускной квалификационной работы | |
Допуск студента к защите выпускной квалификационной работы | |
Рецензирование выпускной квалификационной работы | |
Процедура защиты выпускной квалификационной работы на заседании ГАК | |
Оценка выпускной квалификационной работы | |
Приложения |
Введение
|
|
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ВПО государственная итоговая аттестация выпускников МГЭИ по направлению подготовки 031300.62 Журналистика состоит из следующих видов:
а) государственный междисциплинарный экзамен;
б) защита выпускной квалификационной работы.
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) – это итоговое испытание всей целенаправленной учебной, научной, профессиональной работы студента-журналиста и направлена на формирование профессиональных компетенций (согласно ФГОС ВПО):
|
|
культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации,постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно иясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного ипрофессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянномусаморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии,осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);
понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация квыполнению профессиональной деятельности (ОК-9);
способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональноймобильности (ОК-10);
способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук(философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, пониматьпроблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности,значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученногокультурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной ипрофессиональной деятельности (ОК-13);
способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология,политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для пониманияпринципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых,политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений,способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использоватьполученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14);
способность использовать знания в области естественнонаучных дисциплин, базироватьсяна принципах научного подхода в процессе формирования своих мировоззренческих взглядов,касающихся взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем безопасностижизнедеятельности и умение использовать естественнонаучные знания в своей социальной ипрофессиональной деятельности (ОК-15);
свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного -национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональнойкоммуникации, при подготовке журналистских публикаций (ОК-17);
способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и поотдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владетьосновными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации,умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете ииспользовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией вглобальных компьютерных сетях (ОК-19);
понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);
понимание базовых принципов формирования системы СМИ, представление об основных организационных формах медиаиндустрии (издательские дома, медиахолдинги, акционерные общества), ориентация в современных реалиях функционирования системы СМИ в России, а также в ее инфраструктуре (ПК-7);
знание основных принципов разработки концепции медиапроекта (издания, программы, полосы, рубрики), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции, видов планирования в СМИ (ПК-9);
|
|
базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10);
ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, знание характеристик политической системы России, функций различных политических институтов, понимание роли политики и институтов гражданского общества в функционировании СМИ и политологического знания для журналиста (ПК-13);
ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России (ПК-14);
знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно - круга обязанностей корреспондентского корпуса (ПК-19);
понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ПК-21);
осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста (ПК-22);
знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезонной (точной) журналистики (ПК-23);
знание возможностей электронных баз данных, методов работы с ними, способов участия в их создании (ПК-24);
знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);
|
|
осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, ориентация в современной жанровой и стилевой специфике (ПК-28);
знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий (ПК-29);
знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ (ПК-30);
знание особенностей работы в условиях мульмедийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика) (ПК-32);
знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ и мобильных медиа (ПК-34);
знание основ паблик рилейшнз в сфере СМИ (ПК-35);
знание основ рекламной деятельности в СМИ (содержательный, правовой и экономический аспекты) (ПК-36);
знание основ организации научного исследования в сфере журналистики (ПК-38);
выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определять дальнейший ход работы (ПК-39);
собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ (ПК-40);
оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах - печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41);
редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-42);
осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43);
работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации) (ПК-52);
готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическимистандартами (ПК-57);
участвовать в производственном процессе выхода издания, теле-, радиопрограммы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий (ПК-58).
Выполнение и защита ВКР – отличительная особенность высшего образования, призванного органически сочетать практические и творческие навыки, учебную и научно-исследовательскую работу студента.
К числу основных целей ВКР относятся:
· систематизация, закрепление, расширение практических знаний по специальности и применение их при решении конкретных научных и творческих задач;
· развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и вопросов;
· выяснение подготовленности студентов к самостоятельной работе в средствах массовой информации и коммуникации в условиях современной экономики, прогресса науки, техники и культуры;
· сбор материалов по тематике научно-исследовательской и творческой работы кафедры журналистики и связей с общественностью, разработка конкретных вопросов и тем по заявкам редакций, рекламных агентств, предприятий и организаций.
Главные задачи выполнения ВКР состоят в том, чтобы:
· научить студентов пользоваться приобретенными знаниями по общенаучным и специальным дисциплинам;
· проконтролировать умение подбирать необходимую учебную, научную, художественную, справочную литературу, периодику и работать с ними;
· привить навыки пользования научным аппаратом, а также правильного, в соответствии с существующими требованиями, оформления научного сочинения;
· выявить умение анализировать факты и явления журналистской, коммуникационной и социологической практики, сопоставлять творчество и науку.
ВКР по журналистике подразделяются на три вида:
1) исследовательские работы по теории и истории журналистики (в том числе – современным проблемам);
2) теоретико-практические (прикладные) работы с элементами исследовательского характера, но с творческим приложением, содержащим публикации автора в прессе, теле- и радиоработы по теме диплома;
3) творческая работа, состоящая в представлении самостоятельно разработанных журналистских проектов в прессе, на радио и телевидении и имеющая теоретическое обоснование автора.