Оценка риска

Понятие риска, его оценка, прогнозирование и даже управление им вещь ма-лознакомая для наших предпринимателей, хотя их повседневная деятельность сопряжена с таким уровнем риска, при котором любой западный предприниматель даже и не подумал бы браться за дело. Приемы “цивилизованного” обращения с коммерческими рисками знакомы пока немногим.

Конечно, здесь возможен различный уровень анализа. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального, к сожалению довольно сложного, математического аппарата теории вероятностей.

Для проекта достаточен анализ риска с помощью чисто экспертных методов.

Главное тут - не сложность расчетов и не точность вычислений вероятностей сбоев до второго знака в запятой, а умение авторов бизнес-плана заранее предугадать все типы рисков, с которыми они могут столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. А затем разработать меры по сокращению этих рисков и минимизировать потери, которые они могут вызвать.

Чем глубже Вы проработаете эту проблему, тем выше будет к Вам доверие потенциальных партнеров и инвесторов.

Возможность возникновения риска, к сожалению, весьма велика: это могут быть пожары и землетрясения, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, неблагоприятные погодные условия. От Вас требуется хотя бы ориентировочно определить, какие риски для Вас наиболее вероятны и во что они могут Вам обойтись. Отсюда Вы уже можете перекинуть мостик к ответу на вопрос: как уменьшить риск и потери?

Ответ этот должен состоять из двух разделов: в первом Вы указываете организационные меры профилактики рисков, во втором - свою программу страхования от рисков.

Следует иметь в виду, что открытое и честное обсуждение этого вопроса в дело-вом плане, во-первых, характеризует Вас с хорошей стороны как предпринимателя, во-вторых, показывает, что Вы проявляете определенную заботу о тех средствах, которые собираетесь получить от своего партнера.

Более конкретно Вам следует:

1. Обосновать все допущения, которые Вы сделали, разрабатывая деловой план, и риск, который в них заложен.

2. Порассуждайте о таких проблемах как:

- риск снижения цен из-за действий конкурентов;

- возможные, тенденции в развитии отрасли;

- риск повышения запланированного уровня затрат связанных с изменением и стоимости новых приборов и систем;

- невыполнение намеченного объема оказываемых услуг;

- срыв графика начала деятельности фирмы;

- трудности с приобретением приборов и систем;

- трудности получении банковского кредита;

3. Следует отметить, какие из потенциальных проблем являются критическими для успеха Вашего предприятия и описать Ваши планы по минимизации влияния неблагоприятных факторов.

Для сфер предпринимательства характерен разный уровень риска. Схема написания данного раздела имеет следующий вид.

А. Степень риска деятельности для Вашей сферы бизнеса

.

1) Относится ли Ваш бизнес к уже хорошо освоенной области предпринимательства, новой осваиваемой области или новейшей, неосвоенной области?

2) В своей области предпринимательства относится ли Ваш бизнес к предприятиям с высоким, средним или низким уровнем риска?Б. Степень обеспеченности фирмы необходимыми приборами и системами для оказания услуг. Степень обеспеченности фирмы необходимыми приборами и системами для оказания услуг

Укажите вероятность технического успеха в оснащении новейшими приборами и системами.В. Рентабельность Вашего дела с учетом риска. Рентабельность Вашего дела с учетом риска

..

1) Укажите прогнозируемую чистую прибыль (эти данные имеются в разделе “Планируемая прибыль”).

2) Укажите общие издержки (сумму издержек по статьям: “затраты на услуги”, “общие расходы фирмы по оказываемым услугам “, “суммарные производственные издержки”, данные в разделе “Планируемая прибыль”).Г. Конкретные виды рисков для Вашего дела. Конкретные виды рисков для Вашего дела

..

1) Перечислите наиболее существенные виды риска, с которыми Вы можете встретиться в Вашем бизнесе и которые целесообразно страховать (уничтожение, хищение или порча приборов и систем при транспортировке; риск, связанный со стихийными бедствиями, транспортными катастрофами, несчастными случаями с ключевыми работниками и др.)

2) Перечислите наиболее существенные виды риска, с которыми Вы можете встретиться в Вашем бизнес, не зависимые от страхования и требующие использования специальных способов уменьшения негативных последствий (связанные с неверным выбором проекта и колебанием коньюктуры, изменениями цен и спроса; коммерческий риск; финансовый риск; социальная нестабильность и др.)Д. Мероприятия по уменьшению ущерба, связанного с предпринимательским риском. Мероприятия по уменьшению ущерба, связанного с предпринимательским риском

1) К каким страховым организациям и компаниям Вы планируете обратиться?

2) Какие типы договоров о страховании и на какие суммы Вы планируете заключить?

3) Намерены ли Вы использовать приемы для уменьшения ущерба?

4) Укажите мероприятия по не страхуемым видам риска.Е. Рентабельность Вашего дела с учетом мероприятий. Рентабельность Вашего дела с учетом мероприятий

..

1) Укажите новые значения вероятности технического успеха.

2) Укажите новое значение доли оказываемых услуг.

3) Укажите новое прогнозируемое значение общей валовой прибыли и новую величину общих издержек.

4) Расчитайте новую оценку рентабельности Вашего дела с учетом проведенных мероприятий и сравните ее с первоначальной.

..

......

Методические рекомендации по составлению бизнес - плана. Часть 5.  

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Управление финансовой деятельностью тесно связано с управлением коммер-ческой и производственной деятельностью фирмы. Финансовая деятельность отражается в:

- бухгалтерском балансе;

- отчете о прибылях;

- счете прибылей и убытков (денежный поток);

- специальном счете капитальных вложений.

В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное.

Определение потребности в капитале - основа долгосрочного финансового плани-рования, позволяющая осуществить выбор и сроки получения, кредитов, распре-делить капитал на собственный и заемный.

Важнейшее место в финансовой политике фирмы занимают два основных источника, обеспечивающих формирование собственных средств - ускоренная амортизация и резервный фонд. Резервный фонд определяется результатами деятельности фирмы и зависит от стабильности дохода, состояния платежеспособности, регулярности поступлений, перспектив коньюктуры.

Заемные денежные средства стремятся увеличиться в период оживления коньюктуры. Заемные средства привлекаются в расчете на то, что прибыль перекроет издержки на оплату процента за кредит.

Цель данного раздела - выявить, каковы будут доходы от оказываемых услуг и прибыль за первый и последующие годы как результат выбранной финансовой стратегии. Один из основных вопросов - как много потребуется средств для инвестиций и поддержания дела в рассматриваемом периоде времени. Финансовый план выявляет потенциал дела. Он должен быть представлен в бизнес - плане в виде расписания по финансированию (для нового дела все оценки прогнозные).

Для нового дела предсказание поступления денежных средств является более важным, чем предсказание прибылей, так как оно детализирует сумму и время притока и оттока денег. Обычно уровень прибылей (особенно в стартовый период) недостаточен для финансирования нужд по операциям. Прогноз уровня продаж и расходов, предсказание поступления денег укажет пик требований к рабочему капиталу, определит необходимость в возможных изменениях в некоторых критических обстоятельствах, в дополнительном финансировании.

Вам предстоит определить допустимость и формы изменений в обязательствах, как и на каких условиях может быть получено дополнительное финансирование, как оно должно быть возвращено. Эта информация становится частью прогноза поступления денег.

Финансовые прогнозы составляются на 5 лет: на 1й год помесячно, на 2й и 3й -поквартально.

При работе фирмы на внешнем рынке, где особенно велик финансовый риск, рекомендуется использовать специальные методы регулирования платежей (аккредитивы, инкассо без документов, платеж на открытый счет др.) и по возможности иметь полную информацию о финансовом положении клиента. Такую информацию можно получить через банки или специальные фирмы.

Существуют специальные виды страхования, охватывающие кредитный риск.

В бизнес-плане должны быть отражены названные направления финансовой деятельности, включая предварительную оценку эффективности инвестиций.

Здесь следует отметить, что системы бухгалтерского учета и отчетности в Узбекистане и на Западе отличаются, и поскольку Ваша цель в том, чтобы получить западного партнера для фирмы или инвестиции в Ваше предприятие (новое или старое), Вы должны сделать свои финансовые документы по западным образцам. В целом партнера интересует Ваша кредитоспособность, то есть Ваше финансовое состояние, оценка затрат на организацию фирмы и ее функционирование, ведомость прибылей и убытков, балансовая ведомость и кассовый план. Все эти документы на Западе имеют определенный стандарт.

Что касается Вашей кредитоспособности, то желательно, чтобы Вы представили предполагаемому зарубежному партнеру ведомость прибылей и убытков, а также балансовый отчет фирмы за текущий год (прогноз) и за 2-3 предшествующих года. Дело в том, что на Западе корпорации обязаны опубликовать подобные документы, поэтому будет очень странным, если Ваш бухгалтерский отчет окажется секретным. К тому же Вы можете попросить эти финансовые документы и у своего предполагаемого партнера, что его нисколько не обидит, а наоборот, утвердит в том, что он имеет дело с солидным, серьезным партнером.

А. Издержки по подготовке к началу деятельности фирмы. Издержки по подготовке к началу деятельности фирмы

..

Кредитор будет требовать детального перечня издержек, связанных с пуском деятельности фирмы, вместе с полными эксплуатационными расходами для 1-3 месяцев.

Издержки подготовки фирмы по оказанию услуг за три месяца:

Единовременные расходы: Стоимость
Оборудование, приборы, движимое имущество Стоимость установки оборудования и приборов Благоустройство территории и реконструкция помещений Начальные запасы препаратов и т.д. Различные рода залоги и единовременные выплаты Плата за лицензии и допуски Регистрация и презентация Наличность для неожиданных расходов Итого единовременных расходов ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

Текущие (повторяющиеся) расходы за 3 месяца:

Единовременные расходы: Стоимость
Вся зарплата и вознаграждения Аренда Реклама Транспортные расходы Эксплуатационные расходы Страхование всех типов Налоги (государственные и местные) Выплата процентов по займам и кредитам Ремонт и профилактика Расходы по подготовке персонала Неожиданные расходы Общие текущие расходы за три месяца Итого издержек подготовки фирмы ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

Б. Стандартный отчет о прибылях и убытках

Стандартный отчет о прибылях и убытках показывает финансовую осущест-вимость нового предприятия. Используя прогноз объема оказываемых услуг и соответствующие им затраты, подготовьте стандартный отчет о прибылях и убытках по крайней мере первых трех лет. При этом приведите полный перечень допущений, сделанных при подготовке стандартного отчета о прибылях и убытках.

Внесите в раздел бизнес-плана все основные моменты, которые могут дать снижение на 20% от проектируемого уровня и чувствительность прибыли к этим моментам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: