В систему смазки и суфлирования двигателя входят следующие основные узлы (см. рис 1):
- маслобак 1;
- топливно-масляный теплообменник 56;
- маслоагрегат, состоящий из нагнетающего насоса 43, шести откачивающих
насосов 38, 39, 46-49, обратного и предохранительного 44 клапанов,
дросселя 42, фильтра 41 тонкой очистки с перепускным клапаном 40 и сигнали-
затором 45 перепада давлений, клапана 9 выпуска воздуха и пяти термо-
стружкосигнализаторов 36, двух приемников температуры масла на входе в
двигатель;
- воздухоотделитель 52 с фильтром 54 грубой очистки;
- указатель 31 перепада давлений между магистралью нагнетания масла и масля-
ной полостью центрального привода;
- сигнализатор 33 минимального перепада давлений между магистралью нагнета-
ния масла и масляной полостью центрального привода;
- предохранительные фильтры 17, 24, 27 и 29 масляных форсунок;
- защитные фильтры 37 насосов откачки;
- трубопроводы, каналы, форсунки и краны 2 слива масла;
- центробежный суфлер 51 масляных полостей опор роторов;
|
|
- центробежный суфлер 50 масляной полости коробки приводов;
- маслоотделитель 21;
- трубопроводы, каналы, дроссели 22 и 23 и дроссельный клапан 19.
Закрытую заправку маслобака обеспечивают: штуцер 7 закрытой заправки с обратным клапаном; панель заправки с включателем электросети заправки и сигнальной лампой прекращения заправки; электромагнитный клапан прекра-щения подачи масла в маслобак по сигналу датчика 3 измерителя количества масла в маслобаке.
Подачу масла в агрегат управления реверсивным устройством обеспечивает нагнетающий насос 14 маслонасоса 10, в котором установлены обратный клапан, фильтр 15 тонкой очистки, клапан 9 выпуска воздуха и сигнализатор 12 минимального давления масла.
РАБОТА
Масло из маслобака I (см, рис. 1) поступает в нагнетающий насос 43 масло-агрегата, откуда под давлением подается в фильтр 41 тонкой очистки, разме-щенный в корпусе маслоагрегата.
Пройдя фильтр тонкой очистки,масло по трубопроводам попадает к опорам роторов и в промежуточный привод, а по каналам в коробке приводов масло попадает в коробку приводов.
Масло из полости подшипников вентилятора и КСД откачивается насосом 49,
из полости центрального привода - насосом 47, из полости подшипников турбин ВД и СД - насосом 39, из полости подшипника турбины вентилятора -
насосом 38 из полости коробки приводов -насосом 48, из полости маслоотде-лителя 21 - насосом 46,
Из промежуточного привода масло, совместно с маслом, сливаемым из полости центробежного суфлера 51, самотеком сливается в поддон коробки приводов.
На пути в откачивающие насосы масло омывает термостружкосигнализаторы 36
и фильтруется защитными фильтрами 37 насосов.
|
|
Масло из всех откачивающих насосов по каналу в коробке приводов направляется в центробежный воздухоотделитель 52.
Отделенное в воздухоотделителе от воздуха масло поступает для охлаждения в топливно-масляный теплообменник 56.
Охлажденное масло возвращается в маслобак.
Для определения текущего значения перепада давлений на масляных форсун-ках, последний контролируется между магистралью нагнетания масла и мас-ляной полостью центрального привода с помощью датчика и указателя 31,
а минимальный перепад давлений фиксируется с помощью сигнализатора 33,
Перепад давлений на форсунках в заданных пределах в зависимости от режимов работы двигателя обеспечивается дросселем 42.
Для предотвращения повышения давления масла на выходе из нагнетающего насоса свыше 10 кгс/см 2 при отрицательных температурах масла служит предохранительный клапан 44.
Слив масла из системы смазки осуществляется через краны 2, расположенные на поддоне коробки приводов и маслобаке, и через сливные пробки масляных поло-стей фильтров, расположенных на маслоагрегате и воздухоотделителе.
Подача масла в агрегат управления реверсивным устройством осуществляется нагнетающим насосом 14, питающимся из маслобака двигателя с помощью отдельного трубопровода
Масло через обратный клапан под давлением подается в фильтр 15 тонкой очистки, откуда поступает в агрегат управления реверсивным устройством, по команде которого масло поступает в гидромеханический привод реверсивного устройства.
Из магистрали подачи масла в агрегат управления реверсивным устройством отбирается масло для смазки гидромеханического привода реверсивного устройства.
Для обеспечения нормальной работы системы смазки и уплотнений масляные полости двигателя суфлируются.
Для снижения расхода воздуха через уплотнения масляных полостей последние наддуты, благодаря установке дроссельного клапана 19 и дросселей 22, 23 на выходе из полостей.
Масловоздушная смесь из полостей роторов попадает в маслоотделитель 21, в котором установлены сигнализаторы 20 перегрева.
В маслоотделителе происходит предварительное отделение масла от воздуха. Отделенное масло из маслоотделителя откачивается насосом 46, в воздух с каплями масла поступает в центробежный суфлер 51 для окончательного отделения масла. Отделенное масло вместе с маслом из промежуточного привода сливается в полость коробки приводов, а воздух по трубопроводам выходит на срез реактивного сопла наружного контура.
Масляная полость коробки приводов суфлируется через центробежный
суфлер 50.
Воздух из суфлера также выходит на срез реактивного сопла наружного контура.