Бинарные модели масс-медиа

По противоположной направленности содержания выделяются несколько моделей средств массовой информации, так называемых бинарных моделей (приводятся по: [Яковлев 2006]).

«Горячие» и «холодные» СМИ

М. Маклюэн предложил разделение СМИ на «горячие» и «холодные». К первым он отнес книги, журналы и газеты, потому что они требуют при чтении активного включения мышления и погружения в текст. Сюда же он отнес и кино, которое также требует полного внимания к происходящему на экране.

Электронные медиа, особенно телевидение, он отнес к холодным, из-за того, что они требуют меньшего приложения усилий.

Эта точка зрения М. Маклюэна опирается на данные исследований, которые говорят о том, что люди больше помнят из чтения газеты и журнала, чем из передач по радио или телевидению. Чем больше человек затрачивает усилий на восприятие сообщения, тем больше он запоминает.

Информирующие и развлекающие СМК

Считается, что СМК можно подразделить в зависимости от соотношения в них информирования и развлечения. По этому критерию газеты почти всегда относят к информационному СМК, а музыкальные записи и фильмы рассматриваются как развлекательные СМК.

Книги, радио и телевидение информируют и развлекают за исключением специальных программ и передач развлекательного характера. Аналогичная ситуация и с журналами, которые по названиям относятся к первым или вторым.

Но жесткое разделение СМК проводить неправомерно. В каждом медиуме есть две стороны - информирование с развлечением и развлечение с информированием. Чтобы привлечь внимание аудитории, необходимо чередовать серьезную информацию с чем-то развлекательным. Эти противоположности необходимо сочетать в определенной пропорции. Баланс зависит от аудитории и вида СМК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: