Расчет основных параметров цилиндрической зубчатой передачи

Определить габариты цилиндрической прямозубой передачи (рис. 1.1) редуктора по контактным напряжениям σНР, возникающим при перекатывании зубьев колес, по исходным данным, представленным в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Варианты заданий

Вариант Мощность на валах передачи, кВт Частота вращения, об/мин Марка стали колес Допускаемое напряжение σНР, МПа  
шестерни n1 колеса n2  
входной, Р1 выходной, Р2  
  5,0 4,5          
  5,5 4,9     _    
  6,0 5,7     _    
  6,5 6,2     _    
  7,0 6,6     40Х    
  7,5 7,1     _    
  8,0 7,6     _    
  8,5 8,2     _    
  9,0 8,5     40ХН    
  9,5 9,0     _    
  10,0 9,5     _    
  4,5 4,0          
  4,0 3,8     _    
  3,5 3,3     _    

Рис. 1.1. Кинематическая схема одноступенчатого цилиндрического редуктора: Р1, Р2 – мощности на ведущем и ведомом валах; Т1, Т2 – вращающие моменты; n1, n2 – частоты вращения валов; z1, z2 – числа зубьев шестерни и колеса соответственно; аω – межосевое расстояние.

ПРИМЕР расчета:

Рассчитать цилиндрическую прямозубую передачу редуктора сo следующими данными: мощность на валу колеса Р2 = 4,2 кВт, частота вращения вала шестерни n1 = 1465 об/мин, колеса n2 = 390 об/мин, материалы соответственно сталь 40Х и сталь 45, допускаемое контактное напряжение σНР = 415 МПа.

Межосевое расстояние передачи при проектировочном расчете в соответствии с ГОСТ 21354-87 определяется по формуле:

,  

где Ка – коэффициент, учитывающий влияние механических свойств материалов и формы сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления; для прямозубых передач Ка = 495;

u – передаточное число (см. формулу 1.1)

;  

Т 2 – вращающий момент на валу колеса, Н·м,

;  

где ω2 – угловая скорость вала колеса, рад/с,

;  
;  
 

Р 2 – мощность на валу колеса, кВт;

Ψbа- коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния (табл. 1.2.).

Значение коэффициента Ψbа при симметричном расположении колес можно принять любое из ряда стандартных значений: 0,315; 0,4; 0,5;

σНP – допускаемое контактное напряжение;

КНβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Значения коэффициентов

Ψßа 0,315 0,4 0,5
КНβ 1,02 1,035 1,05
.  

Модуль передачи, мм,

m= (0,01...0,02)·аω;  

m= (0,01...0,02)·112,7 = 1,12…2,25.

Значение модуля выбирается из ряда стандартных значений (табл. 1.3) и должно находиться в полученном интервале.

Таблица 1.3

Модули зубьев

Ряды М о д у л ь, мм
1-й 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20; 25
2-й 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14; 18; 22

Принимается m = 2 мм.

При выборе модуля следует учитывать, что величина его должна быть такой, чтобы выполнялось условие: z1 ≥ zmin = 17.

Минимальное число зубьев шестерни для прямозубых передач z1 = 17 установлено по условию отсутствия подрезания ножки зубьев при нарезании инструментом реечного типа.

Суммарное число зубьев

;  
.  

Полученное значение следует округлить до целого числа: zс = 113.

Число зубьев шестерни

;  
; z1 = 24.  

Число зубьев колеса

z2 = zс – z1;  
z2 = 113 – 24 = 89.  

Фактическое передаточное число (см. формулу 1.1)

.  

Отклонение от заданного передаточного числа (допускаемое отклонение 4 %):

.  

Диаметры шестерни (1) и колеса (2), мм:

– делительный d1 = m ·z1; d2 = m · z2;  
d1 = 2 ·24 = 48; d2 = 2 · 89 = 178;  
– вершин зубьев d а1 = m · (z1 + 2); d а2 = m · (z2 + 2);  
d а1 = 2 · (24 + 2) = 52; d а2 = 2 · (89 + 2) = 182;  
– впадин зубьев d f1 = m · (z1 – 2,5); d f 2 = m · (z2 – 2,5);  
d f1 = 2 · (24 – 2,5) = 43; d f 2 = 2 · (89 – 2,5) = 173.  

Фактическое значение межосевого расстояния, мм

;  
.  

Ширина колеса, мм

b2 = Ψbа · аω;  
b2 = 0,4 ·113 = 45,2.  

Принимается b2 = 45 мм.

Ширина шестерни, мм

b1 = b2 + m;  
b1 = 45 + 2 = 47.  

Полученное значение округляется до целого числа: b1 = 47 мм.


Задача 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: