Самарский областной совет 14 страница

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Акулинцева А.В., научный руководитель доц. Балыкова Л.Н.

(Международный институт рынка)

Проанализированы основные принципы ценообразования в сфере детских дошкольных образовательных учреждений. В качестве объекта исследования выбраны детские дошкольные образовательные центры Железнодорожного, Ленинского и Октябрьского районов города Самары. На формирование цены услуги дошкольного образования влияет множество факторов: это и регион, где находится детский клуб, и социальный статус района, а также уровень клуба (премиум-класс, эконом-класс), и наконец, квалификация педагогов. Выяснено, что в настоящее время используются два основных метода ценообразования: затратный (ориентированный на ценность образовательного продукта) и конкурентный (ориентированный на цены конкурентов). Однако в каждом из них есть свои плюсы и минусы. Поэтому разработка комплекса принципов ценообразования на образовательные услуги, выработка современного метода ценообразования, адаптированного к специфике рынка услуг дошкольного образования, является важной и своевременной задачей.

Оптимизация работы распределительного центра

Зайцева А.П., научный руководитель Артемьева А. Н.

(Самарский институт (филиал) Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова)

Распределительный центр — ключевой элемент цепи поставок, который обладает большим потенциалом для сокращения издержек. Об этом говорит зависимость основных экономических показателей работы предприятия от способа управления складской логистикой.

Обдуманно подходя к вопросу формализации процессов на складе, можно оптимизировать размер складских площадей, численность персонала, количество техники, время выполнения операций, другие параметры повседневной складской деятельности. Если не предусмотреть все особенности, то ошибки при организации процессов склада могут повлечь за собой не только непропорциональный рост потребностей в человеческих и материальных ресурсах, но и способствовать падению уровня обслуживания клиентов. Верно и обратное утверждение — скрупулёзный расчет параметров работы склада профессиональными логистами или приглашенными на проект сотрудниками специализированных консалтинговых компаний обязательно позволит предприятию исключить одно из самых незащищенных мест развития компании в режиме растущего спроса.

ВЛИЯНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА КАЧЕСТВО ТОРГОВОГО ПРОЦЕССА
И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Тарасова К.А., научный руководитель Русакова Н.А.

(Самарский институт (филиал) Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова)

Легальная трудовая миграция играет для России позитивную социально-экономическую роль во многих отношениях. Но, наряду с легальной миграцией, существует и нелегальная миграция рабочей силы. Нелегальные мигранты работают практически во всех сферах деятельности. Особое значение имеет использование гастарбайтеров как рабочей силы в розничной торговой сети. Это негативно сказывается на качестве протекания торгового процесса: неопрятный внешний вид, невладение русским языком, некомпетентность в ответах на вопросы покупателей и др.

Необходимо вести строгий отбор кадров «иностранной» рабочей силы, а именно проверять: степень владения языком; квалификацию рабочего данной отрасли; умение общаться с людьми.

Таким образом, решая проблему легализации «иностранных» рабочих нужно думать не только о доходах, которые получит государство, но и о потребителях, населении, которое ощущает дискомфорт от общения с «особым» персоналом.

РАЗВИТИЕ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ В БИЗНЕСЕ
(НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ЭНЕРГОТЕХСТРОЙМОНТАЖ»)

Кухарев В. А., научный руководитель доц. Нестерова С. И.

(Международный институт рынка)

В работе представлены результаты комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Энерготехстроймонтаж». Проведенное исследование позволило заключить, что основными источниками дохода организации являются следующие: 1) услуги по выполнению общестроительных работ; 2) услуги по выполнению монтажных работ; 3) услуги по выполнению пусконаладочных работ; 4) поставки электрооборудования. Самыми затратными статьями бюджета являются командировочные и накладные расходы.

Выполненный анализ конъюнктуры рынка позволил сделать вывод о том, что на нем существует неудовлетворенный платежеспособный спрос, а, следовательно, предприятию имеет смысл развивать дополнительные направления деятельности. Экономическая оценка эффективности предложений позволила заключить, что предлагаемые пути развития хозяйствующего субъекта инвестиционно привлекательны, как с точки зрения рентабельности и окупаемости, так и рискованности проекта.

Для реализации рекомендаций ЗАО «Энерготехстроймонтаж» будет необходимо воспользоваться заемными средствами, однако за счет действия налогового щита это будет более выгодно, чем использование собственного капитала.

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ЦЕННИКОВ В МАГАЗИНЕ
КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ТРЕНДОВОЙ ТОРГОВЛИ

Мельников И.А., научный руководитель Русакова Н.А.

(Самарский институт (филиал) Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова)

В настоящее время общее количество установленных в мире электронных ценников превысило два десятка миллионов. Список ритейлеров, использующих сейчас эту технологию, включает такие имена, как Wal-Mart, Carrefour, Metro, Albertsons, Safeway и многие другие. Заменив бумажные ценники электронными, ритейлер может быстро и без затрат автоматизировать процесс изменения цен, исключив из него ручной труд.

Система электронных ценников позволяет ритейлеру добиться того, что цены товаров на полках в торговом зале и на кассе совпадают в любой момент времени. Изменение цены товара в каждом магазине розничной сети теперь может быть осуществлено одним нажатием клавиши. Использование электронных ценников предоставляет ритейлеру возможность осуществлять гибкую ценовую политику, делая возможным мгновенную реализацию промо-акций и рекомендаций по оптимизации цены.

Внедрение электронных ценников в магазинах г. Самары помогут повысить степень лояльности покупателей, качество их обслуживания и улучшить экономические показатели торгового предприятия.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И РЕАЛИЗАЦИИ АВТОЗАПЧАСТЕЙ

Шигаева Д.В., научный руководитель доц. Герасимов К.Б.

(Самарская академия государственного и муниципального управления)

В рамках исследовательской программы кафедры «Менеджмент» САГМУ определены задачи и разработан комплекс мероприятий для их решения в области оценки и повышения конкурентоспособности предприятия, в том числе при внедрении инноваций. Анализ реальных данных технологических и управленческих процессов позволил установить, что функционирование предприятий происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы между товаропроизводителями, когда только инновации позволяют обеспечить конкурентоспособность. В качестве теоретических методов оценки конкурентоспособности предприятия были использованы, развиваемые на кафедре «Менеджмент», методы кластерного анализа и сравнительный анализ дисперсионных характеристик производственно-финансовых показателей базового предприятия ООО «Автокрепежцентр» и его конкурентов. Установлено, что лучшей конкурентоспособностью обладают предприятия с меньшей волатильностью производственно-финансовых показателей.

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ардатова Е.В., научный руководитель доц. Погодина Г.В.

(Международный институт рынка)

Объектом исследования выступила Самарская компания ООО «Стройформат». Предприятие занимается продажей строительных и отделочных материалов.

Проведен анализ деятельности предприятия, рассчитана динамика товарооборота, составлена структура ассортимента, анализ отгрузки, динамика структуры товарооборота, валового дохода. В рассматриваемом периоде, предприятие значительно увеличило выручку, увеличились продажи, за счет расширения клиентской базы.

Компания работает с частными клиентами (физическими лицами) и юридическими лицами. Клиентская база в ООО «Стройформат» расширяется ежегодно, это может свидетельствовать о качестве продаваемой продукции и востребованности реализуемой продукции. Согласно данным выручка, а соответственно и количество отгруженного товара возрастало ежегодно, что говорит о стабильном финансовом положении и развитии исследуемого объекта. Компания работает по наличной и безналичной формах расчета.

НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»

Айкина Е.С., научный руководитель проф. Герасимов Б.Н.

(Самарская академия государственного и муниципального управления)

С целью совершенствования коммерческой деятельности предприятия ОАО «Самарский электромеханический завод», в рамках исследовательской программы кафедры «Менеджмент» САГМУ, проанализирована структура предприятия, финансовое положение, деятельность по производству и реализации продукции для ОАО АВТОВАЗ, а также взаимодействие предприятия с банками. На основе проведенного анализа были выявлены проблемы низкого качества выпускаемой продукции, устаревшего оборудования и как следствие необходимости в инвестициях.

Определены направления инновационного развития в коммерческой деятельности предприятия в том числе мероприятия по взаимодействию предприятия с банками на более выгодных условиях за счет финансовых программ оптимального кредитования предприятия, необходимого для сохранения заказов АВТОВАЗА в данном спектре, но при этом с выходом на новый тип оборудования. В ходе разработки изучены программы банков, программы лизинга, информационное обеспечение инвестиционной деятельности, проведен SWOT – анализ, разработана технология по рациональной замене производственных мощностей. В результате реализации разработанных направлений ожидается выход предприятия на новый уровень производства и продаж, улучшение инвестиционной привлекательности.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА НА БАЗЕ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Маслова Г.В., научный руководитель доц. Диязитдинова А.Р.

(Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики)

На деятельность компаний энергетического сектора значительное влияние оказывают отраслевые особенности, такие как принадлежность к системообразующей отрасли, необходимость постоянного мониторинга, дорогостоящие основные фонды, территориальная распределённость, невозможность складирования произведенной продукции, учет полученной и отпущенной потребителям электроэнергии.

Для учета разнообразных показателей деятельности Единой энергетической системы России необходимо использовать информационно-аналитические системы долгосрочного планирования (ИАС ДП), относящиеся к классу BI-систем и предназначенные для сбора, хранения, преобразования, анализа и отображения больших массивов данных.

В основе BI-систем лежат OLAP-инструменты. При применении OLAP-инструментов наиболее сложным вопросом является отбор измерений и мер, на основании которых и формируется куб в дальнейшем.

Для отбора измерений и мер была разработана упрощенная факторная модель показателей эффективности деятельности предприятий энергетического сектора и проведен анализ для определения коррелирующих между собой переменных, а также для определения взаимосвязей между переменными.

ШТРИХКОДИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ МИНИМИЗАЦИИ СКЛАДСКИХ ИЗДЕРЖЕК

Заречнова И. С., научный руководитель Федоренко Р.В.

(Самарский государственный экономический университет)

Рассмотрена технология штрихкодирования товара, которая позволяет закодировать уникальный номер товара и получить о нем подробную информацию, включая название, срок годности, производителя, серийный номер.

Систему штрихкодирования можно использовать для упрощения текущего документооборота.

В сочетании с систематическим процессом хранения, использование штрих-кодов может практически исключить ошибку подбора товаров со склада, значительно повысить эффективность использования деталей и отслеживания оборудования. Автоматизированное отслеживание штрих-кода является базовым включением систематического отслеживания ID и является необходимым условием для любой эффективной стратегии хранения материальных ресурсов.

Применение штрих-кодов помогает сократить затраты времени на подготовку документов, повысить качества обработки товара и уменьшить затраты рабочей силы в момент инвентаризации товара.

СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Васина А.С., научный руководитель доц. Чиркунова Е.К.

(Самарский Государственный Архитектурно-Строительный Университет)

В работе выявлено, что стратегическое планирование имеет три основные области управления (минимизация издержек производства; специализация в производстве продукции; концентрация усилий фирмы на определенном сегменте рынка), а также четыре основных подхода к выработке стратегии.

В российской экономике стратегическое планирование - сравнительно новая функция для отечественных предприятий. Глубокие изменения, происходящие в современной экономике России, интеграция в общемировые институты и процессы, динамично меняющаяся среда (постоянно растущие различного рода тарифы, сложное финансовое положение поставщиков, их ценовой политики) усложняют разработку и принятие действенной стратегии организации.

В работе предлагаются способы формирования инновационной стратегии, которая способна решить одну из насущных задач предприятий реального сектора экономики. Она основана на интеграции современных достижений управленческой мысли и методологии разработки стратегии организации.

Гринвошинг на рынках Самарской области

Гнидина К.М., Хайновская С.С., научный руководитель доц. Уманский М.И.

(Самарский государственный технический университет)

Рост спроса на экологически чистую («зеленую») продукцию в различных сферах потребления обусловлен ростом загрязнения окружающей среды, использованием новых материалов и технологий, влиянием рекламы.

Уровень экологической грамотности потребителей товаров бытового назначения зачастую не позволяет им провести необходимый анализ рекламной информации и сделать правильные выводы об истинном качестве продукции. Для защиты потребителей от недобросовестной рекламы Международной организацией стандартизации введена серия стандартов ISO 14020, которыми регламентированы общие требования, принципы и методы экологической маркировки продукции.

Рассмотрение целого ряда товаров на всем их жизненном цикле – от производства до утилизации – позволяет сделать вывод, что многие компании активно используют гринвошинг для повышения конкурентоспособности. Это верно для большинства сфер деятельности - от упаковки продовольственных товаров до объектов строительства.

В докладе на основе рекламных материалов различных секторов рынка Самарской области рассмотрены примеры гринвошинга.


секция «внешнеэкономическая деятельность и международная торговля»

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕХАНИЗМА
МЕЖДУНАРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА НЕФТИ

Короткова Е.Ю., научный руководитель Грачева Е.С.

(Самарский институт (филиал) Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова)

Рынок нефти является объектом международного нормативно-правового регулирования. Одной из международных экономических организаций является ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) - это международная организация картельного типа, созданная для выработки единой политики нефтедобычи и обеспечения стабильных мировых цен на сырую нефть. Механизм регулирования ОПЕК заключается в установлении суммарного лимита добычи нефти и распределения общего лимита между странами-членами.

Снижение доли ОПЕК в мировом производстве нефти можно рассматривать как результат тактических усилий по самоограничению с целью стабилизации цен на мировом рынке. В перспективе можно предвидеть дальнейший постепенный рост доли ОПЕК в мировых запасах, что является предпосылкой и для увеличения их экспортной квоты.

РОССИЯ И ГРЕЦИЯ: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Гридина Ю.И., Дергунова Я.М., научный руководитель доц. Нестерова С.И.

(Международный институт рынка)

В работе проанализированы взаимоотношения России и Греции, оценены возможности развития двухсторонних экономических отношений в торговле, туризме, инвестиций в энергетику и инфраструктуру. Сделан вывод, что до недавнего времени российско-греческие отношения отличались духом конструктивного сотрудничества и взаимодоверия.

Однако отношения усложнились из-за поддержки санкций Запада против РФ, которые обернулись ответным эмбарго нашей страны на импорт сельскохозяйственной продукции. Принимая во внимание обстановку на острове Кипр и экономическую нестабильность, Греция была вынуждена поддержать ЕС и НАТО в политике запретов по отношению к России. Впоследствии Эллада оказалась в числе стран ЕС, которые в наибольшей степени пострадали от сворачивания экономических связей с РФ, поскольку она являлась одним из ключевых партнеров Греции на продовольственном рынке. Также есть опасения, что санкции могут привести к ухудшению дел в туристическом секторе Греции. По прогнозам представителей туриндустрии спад общего турпотока в страну составит порядка 10 - 30%, хотя в предыдущие годы количество отдыхающих из России только увеличивалось, а затраты на отдых в Греции туриста из РФ почти в два раза превышают средний уровень затрат на отпуск у других туристов.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ВАЛЮТНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Кожухова В.В., научный руководитель Грачёва Е.С.

(Самарский институт (филиал) Российского экономического университет
имени Г.В. Плеханова)

Евразийский экономический союз является на сегодняшний день четвертым этапом интеграции ведущих постсоветских стран (России, Белоруссии, Казахстана и Армении). Международная экономическая интеграция на постсоветском пространстве обусловливает необходимость валютной интеграции. Это объясняется наличием политической воли к взаимному сближению стран; реализацией принципов поэтапной, разноуровневой и разноскоростной интеграции; наличием системной основы экономического, в том числе валютно-финансового, сотрудничества; наличием достаточно полных, концептуальных документов, регулирующих вопросы валютно-экономической интеграции.

Для эффективного функционирования валютно-финансовой системы в рамках ЕАЭС докладчиком предлагаются следующие мероприятия - создание Центрального Банка ЕАЭС со штаб-квартирой в Алма-Ате; ввод единой валюты (на первом этапе для осуществления безналичных расчётов).

ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ЭМБАРГО НА ПРОДУКЦИЮ ЖИВОТНОВОДСТВА

Крякин Д.В., Трофименко А.А., научный руководитель Вилкова С. Г.

(Международный институт рынка)

В работе проведены статистические расчеты производства говядины по регионам РФ. Наибольший объем производства приходится на Южный и Приволжский федеральные округа. Если считать, что потребление говядины населением РФ не изменится, и его производство будет поддерживаться на уровне 2013 года, то можно сделать вывод, что отечественное производство обеспечивает чуть меньше 70% потребности страны в мясе крупного рогатого скота. РФ не может произвести полное импортозамещение собственной продукцией, возникает потребность в импорте продукции животноводства. Крупнейшими странами-экспортерами мяса крупного рогатого скота являются Индия, Бразилия, Австралия, США и Новая Зеландия. По данным 2012 года в структуре импорта говядины в Россию более 78% занимают страны Южной и Северной Америки, доля в 4,7% принадлежит Австралии. С Индией поставки мяса не налажены, хотя она имеет самые низкие цены на данную продукцию среди мировых лидеров. Именно эта страна на данный момент является идеальным партнером на время введения эмбарго и поднятия отечественного производства.

Продовольственное эмбарго имеет положительное значение для экономики нашей страны, так как оно явно показало, что РФ в сфере сельского хозяйства сильно зависит от импорта. Введение эмбарго должно стимулировать процессы развития отечественного производителя, тем самым укрепить продовольственную безопасность страны.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ КАК ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
В НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

Нерсесян Т.О., научный руководитель Бандуров В.В.

(Самарский институт (филиал) Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова)

Рассматриваются современная теория и практика международного лизинга, структура мирового рынка лизинговых услуг, классификация сделок международного лизинга, исследуются проблемы лизинговых операций, их преимущества и недостатки.

Международная финансовая аренда обычно рассматривается и как форма инвестиций, и как источник финансирования. Договор лизинга предусматривает полное погашение стоимости актива в долгосрочной перспективе и, как правило, не может быть расторгнут без выплаты значительных штрафов арендатором. Финансовая аренда требует одновременного решения в инвестиционном и финансовом аспекте: переданный в лизинг актив генерирует финансовые потоки как от оперативной, так и от инвестиционной деятельности. В рамках международного лизинга лизингополучатель обязан полностью выплатить лизинговые платежи, обусловленные лизинговым договором.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.

Плишкина М.С., Морова Н.В., нучный руководитель доц. Чичкина В.Д.

(Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани)

По экономическому потенциалу Самарская область занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации. По многим параметрам социально-экономического развития Самарская область входит в пятерку ведущих регионов России. Итоги развития экономики Самарской области в 2014 году свидетельствует о достаточно высоких темпах роста основных макроэкономических показателей. Основными торговыми партнерами Самарской области являются КНР, Украина, США, Казахстан, Германия, Турция. Основные экспортируемые товары - машины, оборудование, транспортные средства, продукция химической промышленности. Основной объем иностранных инвестиций поступает в отрасли топливной промышленности, обрабатывающие производства, строительство, машиностроение и металлургическое производство.

В работе исследованы динамика и объемы внешнеторгового оборота Самарской области, проведен анализ объемов экспорта и импорта. Предложены мероприятия для увеличения темпов роста внешнеторгового оборота Самарской области

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

Пащенко Е.Н., научный руководитель проф. Шаталова Т.Н.

(Самарский институт (филиал) Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова)

История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению.

Франчайзинг в настоящее время является одним из самых действенных способов повышения конкурентоспособности малого бизнеса. Более шести тысяч российских предприятий используют франчайзинг в качестве основной модели бизнеса, в том числе, и как наиболее эффективный метод выхода предприятия на рынки зарубежных стран.


секция «товароведение и экспертиза товаров»

ТОВАРОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Перфильев Н.А., научные руководители: доц. Морозова Е.А., ст. преп. Черезов Г.А

(Институт управленческих технологий и аграрного рынка)

Охарактеризована деятельность автотранспортного предприятия по перевозке пассажиров, определена роль логистики в современных условиях и выделены основные направления ее применения к автотранспортным предприятиям.

Установлено, что показатели качества пассажирских автобусных перевозок включают в себя: доступность и своевременность (интервал движения, регулярность движения, плотность сети городского транспорта, дальность подхода к остановке); экономичность (стоимость проезда, суммарные затраты на поездку, время в пути); информационное обслуживание (данные об отправлении и прибытии автобусов, предоставляемые услуги и их стоимость, данные об инфраструктуре); комфортность (наполнение салона автобуса; температура, влажность, уровень шума); скорость (продолжительность поездки, средняя скорость движения); безопасность (надежность работы автобусов, профессиональная пригодность исполнителей услуг, готовность автобуса к перевозке).

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА И МАТЕРИАЛЫ БРОНЕЖИЛЕТОВ

Шамаров А.С., Зуйков Д.И., научный руководитель проф. Муратов В.С.

(Самарская государственная областная академия Наяновой)

Проведенный анализ показал, что показателями потребительских свойств бронежилетов являются пулестойкость, запреградное смещение, вес, определяющий мобильность военнослужащих, эргономичность и комфорт при размещении боевой выкладки, быстрота сборки и облачения, возможность экстренного сброса в критических ситуациях, в том числе для быстрого доступа медицинского персонала.

При изготовлении бронежилетов применяются разнообразные материалы. Для мягкой брони используются баллистические ткани чаще всего из арамидного волокна (ткани кevlar, армос, терлон, твэрон). Прочность на разрыв таких тканей достигает 2800- 5500 МПа, плотность ≈ 1, 45 кг/дм3. Недостатки ткани: потеря 40 % прочности в мокром состоянии, старение (срок службы до пяти лет), слабая защита от холодного оружия и от автоматных и винтовочных пуль (их высокая кинетическая энергия и острая форма достаточны для того, чтобы раздвигать волокна ткани).

Для жесткой брони используются алюминиевые и титановые сплавы, броневые стали, различные керамики, в том числе на основе карбида бора, (в связи с высокой стоимостью керамика применяется только для высоких классов защиты), высокомодульный высоко-ориентированный прессованный полиэтилен и их комбинации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СВОЙСТВ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ЦЕПЕЙ

Семеная К.В., научный руководитель проф. Муратов В.С.

(Самарский государственный технический университет)

Оценивалось соответствие показателей свойств велосипедных цепей марок SHIMANO (ACNUG51C114 2-938) и VENTURA (5-301125) нормативным документам.

Испытания на растяжение (контроль пробной нагрузкой), контроль скручивания (визуальное обнаружение скручивания), контроль бокового отклонения (визуальное обнаружение бокового отклонения) установили, что показатели свойств цепей SHIMANO соответствует установленным требованиям по ГОСТ 30442-97 (ИСО 9633-92). Контроль бокового изгиба установил его превышение допустимых значений (105 мм), что не соответствует установленным требованиям ГОСТа.

При проведении испытаний на контроль скручивания, бокового отклонения, бокового изгиба установлено, что показатели свойств цепей VENTURA соответствует требованиям ГОСТ 30442-97. Испытание на растяжение цепей на разрывной машине УМ-5 показало, что при приложении пробной нагрузки цепь деформировалась на 10 мм больше ее первоначальной длины, что не соответствует установленным требованиям ГОСТа.

Таким образом, велосипедные цепи исследованных марок не по всем показателям соответствуют требованиям нормативных документов.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА РЕЛЬСОВ, СОСТАВ И ОБРАБОТКА
РЕЛЬСОВОЙ СТАЛИ

Айтасова А.С., Муртазин Р.М.,

научные руководители: проф. Муратов В.С.,асп. Ахметзакирова К.М.

(Самарская государственная областная академия Наяновой)

ГОСТ Р 51685-2000 предусматривает четыре вида рельсов (Р50, Р65, Р65К, Р75) имеющих категории качества: B – термоупрочненные высокого качества; Т1 и Т2 – термоупрочненные; Н- нетермоупрочненные. При этом должны быть обеспечены: прямолинейность в вертикальной и горизонтальной плоскостях, установленные допуски в размерах, определенные химический состав и твердость рельсовой стали, отсутствие недопустимых дефектов металлургического производства и строчечности неметаллических включений.

Для изготовления рельсов используется спокойная сталь, выплавленная мартеновским, конвертерным или электроспособом. Марки стали: 74, 76, 74 Т, 76Т, 76Ф,74Ц, 76Ц и др.– либо углеродистые, либо легированные V, Ti, Cr, Zr, Si. Для повышения низкотемпературной надежности применяется V-Nb-B содержащая сталь с использованием азотированных ферросплавов при легировании. Термическое упрочнение заключается либо в объемной закалке в масле по всей длине с последующим отпуском, либо закалке поверхности головки рельса на его концах с прокатного или индукционного нагрева. Структура закаленной головки рельса - сорбит закалки, твердость должна быть в пределах 341-388 НВ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: