Пример

Если больному сделать операцию (р), то он поправиться (q). (1) Если он поправится (q), то вернется на работу (r). (2) Если больному сделать операцию (р), то он вернется на работу (r). (3) p ® q q ® r p ® r

а. Так как студент занимается нерегулярно, он не получает прочные знания. Если же он не получит прочных знаний, то не будет хорошим специалистом.

б. Вузовская наука, непосредственным образом связанная с подготовкой кадров, способна играть созидательную роль, если она твердо встанет на творческий путь развития. Если наука в вузах будет созидательна, она во многом будет определять сам ход общественного развития и перспективы развития всей науки.

в. «Не было гвоздя – подкова пропала. Подкова пропала – лошадь захромала. Лошадь захромала – командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя» (С. Я. Маршак).

1.3. Восстановить следующие энтимемы до полных силлогизмов, попытаться найти в получившихся силлогизмах формальные или материальные ошибки.

Раб – человек, поэтому его не следует держать в неволе.

Некоторые привычки заслуживают упрека, так как они превращаются во всепоглощающую страсть.

«... Презрение и ненависть подданных – это то самое, чего государь должен более всего опасаться, щедрость же ведет к тому и другому» (Макиавелли).

«Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости» (Макиавелли).

«Новый государь не может избежать жестокости, ибо ему угрожает множество опасностей» (Макиавелли)»

«Но открывшись недовольному, ты тотчас даешь ему возможность стать одним из довольных, так как, выдав тебя, он может обеспечить себе всякие блага» (Макиавелли).

1.4. Какие выводы из данных условных посылок являются правомерными?

1. Если существительное в предложении является подлежащим, то оно стоит в именительном падеже.

а) Существительное стоит в именительном падеже. Значит, оно является подлежащим. б) Существительное не стоит в именительном падеже. Следовательно, оно не является подлежащим. в) Существительное является подлежащим. Поэтому оно стоит в именительном падеже. г) Существительное не является подлежащим. Таким образом, оно не стоит в именительном падеже.

2. Если он не знает физику, то не сможет решить эту техническую задачу.

а) Он не решил эту техническую задачу. Следовательно, он не знает физику. б) Он знает физику. Поэтому он решил эту техническую задачу. в) Он решил эту техническую задачу. Значит, он знает физику. г) Он не знает физику. Посему он не решит эту техническую задачу.

1.5. В каждом из нижеприведенных отрывков, принадлежащих Льюису Кэрролу, выделить две посылки и вывести из них заключение, если таковое имеется; проверить правильность получившихся силлогизмов.

а. Всякий, кому довелось охотиться на львов столько, сколько мне, скажет, что львы – животные дикие и среди них попадаются отдельные экземпляры, которые не пьют кофе, хотя я не собираюсь утверждать, будто такие львы не являются исключением из общего правила.

б. Да ведь это просто смешно – предлагать овсяную кашу и кому? Следовало бы знать, если вам вообще хоть что-нибудь известно, что ни один старый моряк не любит овсяную кашу!

в. Пойдем домой! Мне надоела эта давка. Ты же сама прекрасно знаешь, что в переполненном магазине не очень-то уютно.

г. Ребята! Вы выдержали трудный экзамен. На прощанье я хотел бы дать вам один совет. Помните: все, кто всерьез жаждет обрести прочные знания, должен работать упорно.

2.1. Определить вид индукции (полная, неполная) в следующих рассуждениях. Укажите, в каких случаях вывод имеет вероятностный характер, а в каких – необходимый.

а. В Баку, Ереване, Тбилиси есть метро. Поэтому во всех столицах суверенных государств Закавказья есть метро.

б. В понедельник шел дождь, и в среду – тоже, и в субботу. Следовательно, всю неделю шел дождь.

в. В нашем сибирском лесу растут ель, пихта, береза, сосна, осина, дуб. Значит, наш лес – смешанный.

г.Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон имеют шарообразную форму. Все они входят в Солнечную систему. Отсюда следует, что все тела Солнечной системы имеют шарообразную форму.

2.2. Можно ли получить данные выводы с помощью индукции? Если да, то какой вид индукции (полная, неполная) был использован?

1.Всю неделю простояла жаркая погода. 2.Ничто не возникает из ничего. 3.Все футболисты сборной России явились на тренировку. 4.В контрольной работе нет ни одной ошибки. 5.Всякое механическое движение посредством трения способно превращаться в теплоту. 6.Все билеты на спектакль были проданы. 7.Счастливые часов не наблюдают. 8.Все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца. 9.В природе ничто не происходит беспричинно.

2.3. Указать логические ошибки в следующих индуктивных умозаключениях.

а. Ассистент, присутствующий на экзамене по логике, был удовлетворен глубокими ответами трех отвечавших первыми студентов. Он высказал свое мнение экзаменатору: «Ваши студенты глубоко изучили предмет».

б. Группа туристов, прибыв в незнакомый город в часы пик, обратила внимание на то, что транспорт был перегружен. Они сделали вывод, что транспорт в этом городе перегружен постоянно.

3.1. Выделить в следующем тексте индуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии.

Прочитав всего несколько страниц, критик дал оценку книги. На упрек в поспешности вывода он ответил: «Для того чтобы определить вкус вина в бочке, разве я должен выпить ее всю? Для этого достаточно попробовать одну рюмку».

3.2. К какому виду умозаключений по аналогии относятся данные рассуждения, проанализировать их структуру и проверить правильность этих рассуждений.

«Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы - команда одного корабля» (Сент-Экзюпери).

«Любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия воли» (Стендаль).

3.3. В каком случае и почему вывод по аналогии более вероятен?

а. В книге «Три мушкетера» среди персонажей можно найти отважных и благородных людей, прекрасных дам, королей, злодеев; в ней много фехтовальных поединков. Говорят, что в книге «Графиня де Монсоро» также действуют отважные и благородные герои, прекрасные дамы, короли, злодеи; немало в ней и фехтовальных поединков. Наверняка, книга «Графиня де Монсоро» очень увлекательная.

б. В романе «Три мушкетера» основное действие разворачивается во Франции в эпоху королей; в нем много приключений. Написан этот роман Александром Дюма-отцом. Он очень интересный. Не меньше приключений в романе «Графиня де Монсоро». В нем также действие происходит во Франции в эпоху королей. И написан роман тем же автором. Пожалуй, его стоит прочитать. Должно быть, он так же интересен.

а. Пойманные при ограблении касс предприятий преступники действовали одним способом. Они нападали на сторожа, обезоруживали его, связывали и взламывали дверь кассы. С помощью ломика и кувалды отжимали дверку сейфа и забирали деньги. Через несколько лет в этом же городе тем же способом были ограблены несколько касс предприятий. Сотрудники милиции предположили, что в ограблениях участвует один из ранее осужденных, бежавший из мест заключения.

б. В другом городе тоже стали происходить ограбления касс предприятий. Способ ограбления был сходен с первым с той лишь разницей, что преступники дверь кассы не взламывали, а отпирали замок отмычкой. Работники правоохранительных органов выдвинули предположение, что и в этих ограблениях замешан тот же человек.

Литература: 2, 3, 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: