Методические указания. Методические указания и задания

ЛОГИКА

Методические указания и задания

к практическим занятиям и самостоятельной работе

для студентов направлений
030900.62 Юриспруденция, 080100.62 Экономика,

специальностей 030901.65 Правовое обеспечение
национальной безопасности
, 031001.65 Правоохранительная деятельность

Новосибирск 2013


Кафедра философии и истории

Логика: методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов направлений 030900.62 Юриспруденция, 080100.62 Экономика, специальностей 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности, 031001.65
Правоохранительная деятельность / [сост. д-р филос. наук, проф. Э. В. Барбашина]; НОУ ВПО Центросоюза РФ «СибУПК». – Новосибирск, 2013. – 48 с.

Рецензент Е. А. Пушкарева, д-р филос. наук, профессор

Методические указания и задания рекомендованы к изданию кафедрой философии и истории, протокол от 27 февраля 2013 г. № 5.

©Сибирский университет

потребительской кооперации, 2013


Содержание

1. Общие положения.. 4

2. Методические указания

к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов.. 5

3. ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 5

Занятие 1. Общая характеристика понятия. 5

Занятие 2. Виды понятий, основные логические операции. 8

Занятие 3. Деление понятий. 12

Занятие 4. Простые суждения. 16

Занятие 5. Сложные суждения. 19

Занятие 6. Формально-логические законы.. 22

Занятие 7. Категорические умозаключения, разделительные и непрямые умозаключения, силлогизмы.. 25

Занятие 8. Сокращенные силлогизмы или энтимемы.. 30

Список рекомендуемой литературы... 36

Словарь терминов и определений.. 38


Общие положения

Данное издание разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Логика» для студентов направлений 030900.62 Юриспруденция, 080100.62 Экономика и специальностей 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности, 031001.65 Правоохранительная деятельность и включает в себя методические указания по выполнению практических занятий, вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям, а также список рекомендуемой литературы.

Цель практических занятий – закрепление студентами теоретических знаний по основным темам дисциплины «Логика», освоение навыков решения логических задач с учетом специализации, освоение основных логических операций, основ аргументации и критического мышления.

Методические указания

к практическим занятиям
и самостоятельной работе студентов

При подготовке к практическим занятиям студенты изучают рекомендуемую литературу и пользуются конспектами лекций. Практические задания, которые расположены в соответствии с планами занятий, выполняют самостоятельно при помощи и контроле со стороны преподавателя. По окончании занятия студенты сдают тетради с выполненными заданиями.

Студенты, не выполнившие практические задания, не допускаются к зачету по дисциплине.

Самостоятельная работа студентов предполагает работу с литературой во внеаудиторное время. Вопросы для обсуждения по темам дисциплины изложены в начале каждого практического занятия. Проверка самостоятельной работы проводится в форме опросов, тестов или коллоквиумов.

3. ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Занятие 1. Общая характеристика понятия

Вопросы для обсуждения

1. Понятие как форма мысли. Выражение понятий в языке.

2. Содержание понятий. Признаки и их виды.

3. Объем понятий. Элементы и части объема.

4. Обобщение и ограничение понятий.

5. Понятие о ближайшем роде и видах.

Задания

1. Указать, какие группы слов выражают понятия, а какие – нет, обосновать свою точку зрения.

а. Студент.

б. Светает.

в. Человек смеется.

г. Человек, который смеется.

д. Простое повествовательное предложение

е. Экономическое преступление.

ж. Вечереет.

з. Девять.

и. Число.

2. Указать простые признаки, включенные в содержание следующих понятий, и определить их виды; определить вид связи между простыми признаками в содержании понятия

а. Реформа – изменение, существующего строя, не затрагивающее его основ, проводимое правительством.

б. Клевета – заведомо ложные, позорящие другое лицо измышления, не соответствующие действительности.

в. Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

2.1.Какие признаки являются существенными и отличительными для перечисленных предметов, а какие – нет?

а. Ручка – синий корпус, круглая, длиной 18 см, способна оставлять след на бумаге, имеет стержень.

б. Самолет – есть средство передвижения по воздуху, имеет двигатель, кабину пилота, систему управления, крылья, помещение для пассажиров или грузов, окрашен в серебристый цвет.

в. Студент – читает книги, работает на компьютере, является охотником, учится в вузе, овладевает знаниями по некоторой специальности, имеет развитую мускулатуру, является человеком, является отличником.

г. Термометр – имеет стеклянный корпус, белого цвета, предназначен для измерения температуры, может висеть на стенке, заполнен ртутью

3. Указать объем, элементы и части объема следующих понятий.

а. Студент.

б. Университет.

в. Горячий снег.

г. Факультет.

д. Коллектив.

е. Коллектив СибУПК.

ж. Предложение.

з. Созвездие.

и. Созвездие Большой Медведицы.

к. Вечный двигатель.

л. Круглый квадрат.

м. Преступление.

н. Русалка.

о. Мотоцикл Пушкина.

4. Определить, какие произведены операции с понятиями и правильно ли они произведены, если нет, исправить ошибки и привести правильный вариант.

а. Президентская республика республика форма правления;

б. Автомобиль Nissan X-Trail легковой автомобиль Nissan легковой автомобиль автомобиль транспортное средство

в. Экономический факультет факультет университ высшее учебное заведение.

г. Обское море водохранилище.

д. Полярная звезда созвездие Малой Медведицы созвездие.

е. Коллектив СибУПК коллектив факультета коллектив студенческой группы.

4.1. Проверить правильность обобщения понятий; исправить ошибки, т. е. обобщить понятия.

Пример. XIX столетие – столетие.

а. Лето – наиболее теплое время года.

б. Халатность – должностное преступление.

в. Коррупция – негативное социальное явление.

г. Староста группы – студент.

д. Учебник по логике – учебник – книга – печатное издание.

е. Секунда – минута – час – сутки – месяц – год.

ж. Астрономический час – единица времени.

4.2. Проверить правильность ограничения терминов; проанализировать ошибки и исправить их, т. е. ограничить понятия.

Пример. Морское судно – пароход.

а. Век – год – месяц – день.

б. Оркестр – труба.

в. Оркестр – оркестр русских народных инструментов.

г. Циферблат – цифра.

д. Олигархия – монархия.

е. Религия – католицизм.

ж. Город – район – квартал – улица.

5. Указать ближайший род для следующих понятий.

а. Экономическое преступление.

б. Модернизация.

в. Университет.

г. Сибирский университет потребительской экономики.

д. Мальчик.

е. Зайчик.

ж. Журналист.

з. Студент СибУПК.

5.1. Указать роды и ближайшие виды следующих понятий:

а. Поступок.

б. Коллектив.

в. Армия.

г. Коллектив СибУПК.

д. Демократия.

е. Университет.

ж. Бульдозер.

з. Староста студенческой группы.

Литература: 2, 3, 4.

Занятие 2. Виды понятий, основные логические операции

Вопросы для обсуждения

1. Виды понятий по объему.

2. Виды понятий по содержанию.

3. Операция определения и правила определения.


Задания

1. Указать единичные, общие и пустые понятия. Оформить ответ в виде: единичные – …; общие ‑…; пустые ‑ …

а. Президент.

б. Премьер-министр.

в. Юридическое лицо.

г. Преподаватель.

д. Студент.

е. Студент СибУПК.

ж. Студент НГТУ.

з. Ректор.

и. СССР.

к. Сессия.

л. Военкомат.

м. ООН.

н. Российская Федерация.

о. НАТО.

2. Определить положительные и отрицательные понятия. Оформить ответ в виде: положительные ‑.., отрицательные ‑ ….

а. Китаец.

б. Некрасивый.

в. Беспорядок.

г. Антифашист.

д. Анархия.

е. Речной.

ж. Книга.

з. Ананас.

и. Антиквариат.

к. Пьяница.

л. Принципиальность.

м. Экономический заговор.

2.1. Указать соотносительные (релятивные) и безотносительные (абсолютные) понятия. Оформите ответ в виде: соотносительные ‑ …, безотносительные ‑ …. К соотносительным придумать и написать понятие, которое соотносится с ним.

а. Копия.

б. Тетя.

в. Форма.

г. Опасность.

д. Река.

е. Верность.

ж. Контроль.

з. Причина.

и. Гуманизм.

к. Правительство.

л. Стадо.

2.2. Установить, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются термины и объяснить, почему.

а. Студенты нашей группы объявили о желании сдать сессию на положительные оценки.

б. Студенты СибУПК сдали сессию.

в. Хозяйственные преступления приносят большой вред обществу;

г. Хозяйственные преступления общественно опасны.

д. Граждане России имеют право на труд.

е. Газета – одно из средств массовой информации.

ж. Принеси мне, пожалуйста, газету.

з. Человек – это звучит гордо!

и. Человек обязан заботиться о своем здоровье.

к. Искусство служит людям.

л. Книга – лучший подарок.

2.3. Указать, какие понятия являются конкретными, а какие абстрактными.

а. Трезвость.

б. Человечество.

в. Математика.

г. Экономика.

д. Преступность.

е. Преступление.

ж. Нынешний царь России.

з. Тьма.

и. Политическая система.

к. Инновации.

л. Модернизация.

м. Истина.

н. Мысль.

2.4. Дать полную логическую характеристику понятию, т. е. характеристику по объему и по содержанию.

Пример. Студент СибУПК – непустое, общее, регистрирующее, несобирательное (разделительное), конкретное, положительное, безотносительное.

а. Новосибирск.

б. Вечный двигатель.

в. Молчание.

г. Перестройка.

д. Логика.

е. Мировая экономика.

ж. Несправедливость.

з. Его сыновья.

и. Вот этот сын.

к. Сын.

2.5. Установить, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, и если нет, то определить, какие ошибки допущены.

а. Государство – организация политической власти, располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

б. Государство – это обусловленная экономическим строем общества политическая организация суверенной публичной власти, защищающая интересы собственников основных средств производства.

в. Государство есть организация государственной власти

г. Государство – это сила и несправедливость.

д. Республика — это форма правления, при которой все высшие органы власти

е. Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам (И. Кант).

ж. Республика – это форма правления, при которой все высшие органы власти избираются народом.

з. Республика – это форма правления, при которой все высшие органы власти избираются всеобщим голосованием.

и. Купля-продажа есть договор о переходе права собственности.

к. Монолог – пространная речь, не ориентированная на прямой незамедлительный ответ либо произносимая без публики, только для себя.

л. Монолог – способ поговорить с умным человеком, с самим собой.

м. Монолог – это не диалог.

Литература: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Занятие 3. Деление понятий

Вопросы для обсуждения

1. Понятие деления. Виды деления. Структура деления.

2. Правила деления и возможные ошибки.

3. Понятие о классификации.

4. Отношения между понятиями по объему.

Задания

1.1. Определить, в каких случаях имеет место логическое деление, а в каких – физическое, объяснить почему.

а. Солнечная система: Меркурий, Венера, Земля, Марс.

б. Атом водорода: протон, электрон.

в. Оружие: огнестрельное, холодное, автоматическое.

г. Тип темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

д. Правильные четырехугольники: ромб, квадрат, прямоугольник.

е. Договоры: устные и письменные.

ж. Животные: хищники, всеядные, травоядные, ночные.

з. Леса: лиственные и хвойные.

и. Метр делится на сантиметры, сантиметр на миллиметры.

1.2. Определить, что является основанием для деления.

а. Преступления делятся на умышленные и неосторожные.

б. Понятия делятся на общие, единичные и пустые.

в. Люди делятся на мужчин и женщин.

г. Обувь делится на зимнюю, летнюю, демисезонную.

д. Города делятся на большие, средние и маленькие.

е. Предметы в университете делятся на любимые и нелюбимые.

ж. Леса бывают лиственные, хвойные, смешанные.

1.3. Произвести деление следующих понятий, указать основание деления.

а. Экономика.

б. Предприятие.

в. Банк.

г. Человек.

д. Город.

е. Хищение.

ж. Периодическое издание.

з. Университет.

и. Столица.

2.1. Определить, соблюдены ли правила деления. Если нет, то какие ошибки допущены в следующих примерах.

а. Государства делятся на монархические, республиканские и демократические.

б. Солнечная система делится на Венеру, Землю, Луну, Марс.

в. Феодальная монархия делится на раннефеодальную монархию, монархию

г. Треугольники бывают равнобедренные, разносторонние и равносторонние.

д. Животные делятся на хищных, травоядных и нарисованных верблюжьей кисточкой.

е. Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные.

ж. Леса делятся на лиственные, хвойные, смешанные.

з. Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и питающихся домашней пищей.

и. Люди делятся на мужчин, женщин и детей и стариков.

3.1. Построить классификацию следующих понятий.

а. Высшее учебное заведение

б. Треугольник

в. Религия

3.2. Построить классификацию из перечисленных понятий.

а. Религия, мировая религия, католичество, махаяна, христианство, ислам, хинаяна, протестантство, мировая религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм.

б. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, интроверт, экстраверт

4.1. Изобразить круговыми диаграммами (кругами Эйлера) отношения между следующими понятиями:

Пример:

A Ì B

бегемот – А; B B É A

млекопитающее – В; А С СË B

попугай – С; D Î B

наш кот Марсик – D. D Ï A, D Ï С

D

а. Высшее учебное заведение, университет, институт, академия.

б. Российские города, Сибирские города, Новосибирск, Томск, Барнаул, Красноярск.

в. Животные, Позвоночные, млекопитающие, жвачные, коровы, коровы голландской породы.

г. Оружие, холодное оружие, автоматический нож, газовый пистолет, нарезное оружие.

д. Врач, стоматолог, окулист, лор, женщина.

е. Преступление, должностное преступление.

4.2. Подобрать термины, равнозначные данным.

а. Осень.

б. Квадрат.

в. Кошка.

г. Осенний дождь.

д. Автор романа «Братья Карамазовы».

е. США.

ж. Студент.

з. Логика.

и. Полдень.

к. Машина.

4.3. Подобрать термины, находящиеся в отношении пересечения к данным.

а. Озеро.

б. Бизнесмен.

в. Киноактер.

г. Образование.

д. Мебель.

е. Университет.

ж. Врач.

з. Преподаватель.

4.4. Подобрать термины, подчиненные и подчиняющиеданные.

а. Учебник.

б. Береза.

в. Гриб.

г. Ночной клуб.

д. Аргумент.

е. Отличник.

ж. Студент.

з. Теория.

и. Наука.

к. Город.

4.5. Подобрать термины, противоположные и противоречащие данным.

а. Рыночная экономика.

б. Теория.

в. Медицина.

г. Человек.

д. Правда.

е. Развитие.

ж. Религиозный.

з. Мудрый.

и. Религиозный.

к. Дисциплинированный.

Литература: 2, 3, 4.

Занятие 4. Простые суждения

Вопросы для обсуждения

1. Простое суждение: структура, виды суждения по качеству и количеству.

2. Истинность и ложность простых суждений.

3. Категорические суждения и их виды. Распределенность терминов.

4. Обобщенная классификация суждений.

Задания

1.1. Определить какие из нижеприведенных предложений являются суждениями, какие нет, объяснить почему.

а. Пролетарии всех стран соединяйтесь!

б. В русских селеньях есть женщины с спокойною важностью лиц.

в. Назад в будущее.

г. Грузите апельсины бочками.

д. Пишите, Шура, пишите.

е. Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет.

ж. Требуйте отстоя пены после налива пива.

з. Что такое «глокая куздра кудрячит бодренка»?

1.2. Преобразовать риторические вопросы в суждения.

Пример. Кто желает себе зла? – вопрос риторический; преобразование в форму суждения: Никто не желает себе зла.

Какой русский не любит быстрой езды?

Насколько жизнь в домике в деревне приятнее жизни в городе!

Сколько раз повторять одно и то же?

Сколько лет, сколько зим!

Насколько Новосибирск больше Бердска?

Кто виноват?

Что делать?

1.3. Определить, какой термин в суждении является субъектом, а какой предикатом.

Пример. Полезно для здоровья есть свежие фрукты. Предметом мысли и, следовательно, субъектом суждения является термин «свежие фрукты» о нем высказывается содержание предиката – «полезно для здоровья». Вид после преобразования: Свежие фрукты полезны для здоровья.

а. Деревья за окном покрылись зеленеющей листвой.

б. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

в. Кто ищет, тот найдет.

г. Кто хочет, тот добьется.

д. Делами человек определяется, а не словами.

е. Пятью пять – двадцать пять.

ж. И вновь продолжается бой.

1.4. Определить вид нижеприведенных суждений (атрибутивное, релятивное, экзистенциально).

а. Бог умер.

б. Будущее определяется прошлым.

в. Зимой листва слетает с деревьев.

г. Черепаново находится между Новосибирском и Барнаулом.

д. Всегда существует число больше заданного.

е. Брат старше сестры.

ж. Раньше трава была зеленее, дома выше.

з. Кто не рисковал, тот не выигрывал.

и. Счастье есть.

1.5. Используя нижеприведенные термины, составить истинные атрибутивные, экзистенциальные, релятивные суждения.

а. Жираф, Африка.

б. Кенгуру, Россия.

в. Экономика, наука.

г. Рождество у католиков, рождество у православных.

д. Бердск, Новосибирск.

е. Москва, столица нашей Родины.

ж. Крейсер Аврора, Обь.

з. Елочка, в лесу.

2.1. Определить истинность или ложность нижеприведенных суждений, если это возможно.

а. Вчера рядом с СибУПК приземлилось НЛО.

б. Вчера вечером ярко сияло солнце.

в. Новосибирск расположен в Сибири.

г. Вселенная бесконечна в пространстве и времени.

д. Дважды два – четыре.

е. Предназначение женщины – кухня, дети, церковь.

ж. Сейчас за окном идет дождь.

з. Уральские горы отделяют Европу от Азии.

и. На миру и смерть красна.

3.1. Определить вид категорических суждений, привести их к канонической форме, указать, какие термины распределены, а какие – нет.

а. Все ангелы – бессмертны.

б. Минута – единица измерения времени.

в. Бывают такие ошибки, которые дают жизненный опыт.

г. Каждое государство Западной Европы – монархия.

д. Привычка нередко превращается во всепоглощающую страсть.

е. Людей не следует держать в неволе.

ж. Каждый стремится к счастью.

3.2. Определить, какие из нижеприведенных суждений являются категорическими, а какие нет.

а. Весной теплее, чем зимой.

б. Шерлок Холмс – великий сыщик всех времен.

в. Не существует загробной жизни.

г. Жирафы не водятся в Сибири.

д. Логика – необходимый предмет для изучения в вузе.

е. Логика и методология науки учат мыслить правильно.

ж. Луна – спутник земли.

4.1. Определить нижеприведенные суждения сначала по качественному, а затем по количественному признаку.

а. Некоторые французы не знают монгольского языка.

б. Амеба является простейшим организмом.

в. Некоторые птицы не летают.

г. Все люди вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ.

д. Формальное мышление связано с формальным поведением.

е. Истории известны войны, в которых не было победителей.

ж. Все люди – братья.

4.2. Определить тип приведенных ниже суждений по общей качественно-количественной классификации и использовать соответствующее буквенное обозначение (A, I, E, O).

а. Некоторые аудитории нашего университета оснащены мультимедийным оборудованием.

б. Некоторые суждения не корректно сформулированы.

в. Студент – тот, кто учится в высшим учебном заведении.

г. Дипломаты, когда говорят «нет», подразумевают «да».

д. Есть люди, которые знают в совершенстве пять языков.

е. Никто не имеет права унижать другого человека.

ж. Государство должно обеспечить условия для достойно развития своих граждан

Литература: 2, 3, 4.

Занятие 5. Сложные суждения

Вопросы для обсуждения

1. Состав сложных суждений.

2. Истинность и ложность сложных суждений. Таблицы истинности.

3. Отношения между суждениями.

Задания

1. 1. Определить, из каких простых суждений составлены нижеприведенные сложные суждения.

а. Март, апрель – весенние месяцы.

б. Если с другом вышел в путь – веселей дорога.

в. Кто весел, тот смеется, кто хочет – тот добьется.

г. Наконец, звучат речи не мальчика, но мужа.

д. Головы бывают умными, глупыми и одетыми в шляпы.

е. Либо она меня ведет к прокурору, либо я веду ее в загс.

1.2. Определить вид нижеприведенных сложных суждений, записать их с помощью символов логических союзов, выявить субъект и предикат, записать в символическом виде.

Я за тех, кто в море, за тех, кого любит волна, за тех, кому повезет.

Четыре простых суждения, один и тот же субъект («я»), три разных предиката («кто в море», «кого любит волна», «кому повезет»). Обозначив каждый предикат индексом, получаем следующую запись субъект предикатной структуры сложного суждения из трех конъюнктов:

(S – P¢) Ù (S – P¢¢) Ù (S – P¢¢¢)

а. Вместе весело шагать по просторам, и, конечно, припевать лучше хором.

б. От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется.

в. И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды...

г. Если с другом вышел в путь, веселей дорога.

д. Если на сердце грустинка – с вальсом поставьте пластинку.

1.3. Определить, строгий или нестрогий разделительный союз употреблен в следующих дизъюнктивных суждениях.

а. Рыба бывает или свежая или не свежая.

б. Пациент или жив, или мертв.

в. А за окном то дождь, то снег.

г. Современному человеку знание английского или китайского просто необходимо.

д. Любит или не любит, обнимет или поцелует.

1.4. Определить вид и логическую форму нижеприведенных сложных суждений; записать их на языке логики суждений

а. холодно, и идет снег.

б. идет дождь, но нельзя сказать, что жарко.

в. дождь не идет, но не жарко.

г. или я тебя не понимаю, или ты не хочешь меня понять.

д. это действие или похвально, или постыдно, или безразлично.

е. подальше положишь, поближе возьмешь.

ж. картины Репина известны каждому художнику.

з. каждый, кому известны картины Репина, восхищается их красотой.

и. экзамены и зачеты обычно сдают те и только те, кто хорошо учился в течение семестра.

2.1. Из нижеприведенных простых суждений составить сложные того вида, который указан в скобках. Оценить истинность исходных суждений и определите на основании этого истинное значение получившегося суждения

Пример. Соляная кислота – сильнейший окислитель. В ее химический состав входит кислород; (импликация). Поскольку указана импликация, то приведенные простые суждения соединяем следующим образом. Если соляная кислота является сильным окислителем, то в ее состав входит кислород. Данное выражение импликации осуществлено средствами естественного языка; Запись в символическом виде: р ® q. Антецедент соответствует истинному положению дел, консеквент же ложен (формула соляной кислоты – HСl). Это единственный случай, когда и импликация в целом ложна.

а. Все кошки – полосатые. Все полосатые кошки – хищники. (Конъюнкция).

б. Ось вращения планеты наклонна к плоскости ее орбиты. На этой планете нет смены времен года. (Строгая дизъюнкция).

в. На улице может светить солнце. На улице может идти дождь. (Строгая дизъюнкция).

г. Петербург не является столицей России. Петербург никогда не был столицей России. (Импликация).

д. Люди всегда говорят правду. Дважды два равно пяти. (Эквивалентность).

2.2. Записать следующие суждения в языке логики суждений, построить для них таблицы истинности, и выясните, при каких состояниях мира эти суждения истинны.

а. Если бы Цезарь опасался за свою жизнь, то он не пошел бы в сенат или убил бы Брута;

б. Если бы Иван IV был зол по природе и вообще не заботился об интересах государства российского, то он не отменил бы опричнины;

в. Если бы Вы регулярно посещали семинары по логике, то Вы получили бы зачет по логике, но Вы не посещали семинары по логике регулярно.

2.3. Определить, какие из следующих форм сложных суждений являются логически истинными, какие логически ложными, а какие фактическими:

а. .

б. .

в. .

в. .

г. .

д. .

е. .

ж. .

з. .

и. .

к. .

3. Используя нижеприведенные термины, составить все возможные совместимые суждения, охарактеризуйте их по качественно-количественной классификации и оцените как истинные или ложные.

а. Дипломат (S); особа, наделенная дипломатической неприкосновенностью (P). Чемпионы мира по лыжам (S); российские граждане (P).

б. Птицы Западной Сибири (S); Красная Книга (P).

в. Л. Н. Толстой (S); автор повести «Война и мир» (P).

Литература: 2, 3, 4, 5, 6.

Занятие 6. Формально-логические законы

Вопросы для обсуждения

1. Закон тождества.

2. Закон исключенного третьего.

3. Закон достаточного основания.

Задания

1.1. С помощью таблиц истинности установить, какие из приведенных ниже формул выражают формально-логический закон.

Пример. ~p ® (p ® q) (1), ((р ® q) Ù q) ® р (2). Построим таблицу истинности для данных формул.

I II III IV V VI VII
p ~p q р ® q ~p ® (p ® q) (р ® q) Ù q ((р ® q) Ù q) ® р
и л и и и и и
и л л л и л и
л и и и и и л
л и л и и л и

В столбце V формула (1) во всех строках таблицы принимает значение «истина», следовательно, эта формула выражает формально-логический закон (тождественно-истинное высказывание). Формула (2) не выражает закон логики, так как в 3-й строке принимает значение «ложь».

а. p Ù (~p Ú q).

б. ~(((р ® q) Ù р) ® q.

в. ~(р ® (p Ú q)).

г. (р ® (r® ~q)) ® ((p Ú q) Ù r).

д. p Ù (q ® р).

е. ~(р ® ~(q Ù р)) ® (p Ú r).

ж. ~(р ® q) º (p Ù ~q).

з. ((~p ® q) Ù (~p ® ~q)) ® р.

и. ~(~р ® (р ® q)).

к. ((р ® q) Ù ~(~p Ú q).

1.2. Соблюдается ли закон тождества при замене выделенного термина тем, который помещен в скобки? Объяснить почему.

а. Мотоциклист, пытаясь скрыться от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой, страшный, темный).

б. На окраине Бердска преступник был задержан (арестовать, взять, поймать).

в. Каждый президент считает своим долгом объявить амнистию (помилование, прощение).

г. И сейчас есть страны с неограниченной властью короля (абсолютный, полный, безраздельный, бесконечный).

д. Новосибирск – столица Сибири (самый крупный город, центр)

1.3. На основе закона тождества определить, могут ли быть одновременно истинными нижеприведенные пары суждений, а одновременно ложными?

а. Некоторые государства под влиянием колонизаторов приняли монархическую форму правления. Не все государства под влиянием колонизаторов не приняли монархическую форму правления.

б. Большая часть машин в сильные сибирский морозы находится на стоянке. На стоянке не было ни одной машины.

в. Преступники не могли проникнуть в магазин через отверстие в стене, которое они проломили. Преступники проникли в магазин через отверстие в стене.

г. Киоск был ограблен М. М. Киоск не был ограблен А. А.

д. Окна во всех этажах многоэтажного дома были ярко освещены. Окна были ярко освещены не во многих этажах многоэтажного дома.

1.4. Какой логический закон нарушен в четверостишии?

Мы гуляли по Неглинной

заходили на бульвар,

нам купили синий-синий,

презеленый, красный шар.

(С. Михалков)

1.5. Определите, какие из следующих пар суждений находятся друг к другу в отношении, определяемом законом исключенного третьего.

а. Все жители Новосибирска имеют университетское образование. Некоторые жители Новосибирска имеют университетское образование.

б. Все жители Новосибирска пользуются метро. Ни один житель Новосибирска не пользуется метро.

в. Все жители Новосибирска прописаны в Ленинском районе. Некоторые жители Новосибирска прописаны в Дзержинском районе.

г. Все жители Новосибирска прописаны в Калининском районе. Некоторые жители Новосибирска прописаны не в Советском районе.

1.6. Определите, могут ли быть одновременно ложными нижеприведенные пары суждений. А одновременно ложными?

а. Всякий охотник желает знать, где сидят фазаны. Некоторым охотникам нет никакого дела до того, где сидят фазаны.

б. Некоторые стихотворения Пушкина написаны четырехстопным ямбом. Ни одно стихотворение Пушкина не написано четырехстопным ямбом.

в. Ни один европеец не примет американского образа жизни. Некоторые европейцы принимают американский образ жизни.

г. Некоторые из приглашенных на бракосочетание были родственниками невесты. Некоторые из приглашенных были родственниками жениха.

1.7. Какой логический закон нарушен?

а. Я знаю, что ничего не знаю (Сократ).

б. В детстве у меня не было детства (А. П. Чехов).

в. Жизнь это жизнь.

3.1. Определить, есть ли между нижеприведенными суждениями отношение достаточного основания и совпадает оно с реальной, жизненной причинно-следственной связью?

а. Славянский шкаф находится этажом выше. Вчера его заносили грузчики.

б. Магазин напротив работает. Сегодня не выходной и с техническими причинами все в порядке.

в. Сегодня надо надеть самую теплую одежду. Термометр показывает 40 о С.

г. Лучший подарок – книга. Нам всегда это говорили с детства.

д. Не согрешишь, не покаешься. Это общеизвестно.

е. Лучше плохо ехать, чем хорошо стоять.

Литература: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Занятие 7. Категорические умозаключения,
разделительные и непрямые умозаключения, силлогизмы

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика и виды умозаключений логики суждений.

2. Условно категорические умозаключения. Разделительно-категорические умозаключения: правильные способы и возможные ошибки.

3. Силлогизмы.

Задания

1.1. Определить, к какому типу принадлежат следующие умозаключения. Где недостает заключения, сформулировать его. Если в умозаключении есть ошибка, покажите, какая и почему.

Если человек невиновен, то его оправдывают. Данного человека не оправдали. Следовательно?

Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в нее. Корабли не могут входить в нее. Следовательно, бухта замерзла.

Если Х – великий авантюрист ХХ века, то его поступки известны всему миру. Миру известна вся его биография. Следовательно, Х – великий авантюрист ХХ века.

Если бы я отрицал, существование Бога, я был бы дурным человеком, но я не отрицаю существование Бога.

Если приговор А. А. необоснован, то он будет отменен. Данный приговор А. А. отменен. Следовательно, он необоснован.

2.1. Рассмотреть следующую посылку: «Если он не знает правила игры в преферанс, то он не может играть в преферанс по правилам » – и определить, какие выводы из нижеперечисленных являются правильными.

а. Он играет правильно, значит, он знает правила игры в преферанс.

б. Он знает правила, следовательно, он сможет играть в преферанс по правилам.

в. Он не знает правил игры в преферанс, следовательно, он не сможет играть в преферанс по правилам.

г. Он не смог играть в преферанс по правилам, значит, он не знает правил игры в преферанс.

2.2. Проанализировать следующие умозаключения; если необходимо, сформулировать заключения.

а. Если я брошусь из окна, то я получу ушибы.

Если я пойду по лестнице, то я сгорю.

Но я должен броситься из окна или пойти по лестнице. Следовательно?

б. Если Вы хотите получить зачет по логике, то Вам надо регулярно решать логические задачи.

Если Вы хотите получить зачет по логике, то Вы должны блестяще знать теорию.

Но Вы или нерегулярно решали логические задачи, или не знаете блестяще теории. Следовательно?

в. Если бы Наполеон был великим человеком, то он был бы последовательным в своих поступках.

Если бы Наполеон был великим человеком, то он вел бы себя достойно на своем острове.

Но известно, что он или не был последовательным в своих поступках, или не вел себя достойно на своем острове. Следовательно?

2.3. «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (А. С. Пушкин).

Какие из следующих выводов из этого суждения сделаны правильно, а какие нет? Почему?

а. Моцарт – гений.

Следовательно, Моцарт – не злодей.

б. Сальери – не гений.

Следовательно, Сальери – злодей.

в. Моцарт – не злодей.

Следовательно, Моцарт – гений.

г. Сальери – злодей.

Следовательно, Сальери – не гений.

3.1. Сделать полный разбор структуры простого категорического силлогизма (ПКС): найдите заключение, большую и меньшую посылки, больший, меньший и среднийтермины. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем.

Пример. Все люди добрые (1). Следовательно,
все короли добрые (2), так как они – люди (3).
Р
В данном ПКС заключением является стоящее М
после слова «следовательно» суждение (2). S
Термин «короли» – S. Термин «погрешимы» – Р.
Термин «люди» – М. Суждение (1) – большая
посылка, а суждение (3) – меньшая.

а. Все рыбы дышат жабрами. Значит, кит – не рыба, ведь он не дышит жабрами. Тополь поглощает углекислоту, ибо тополь – растение, а все растения поглощают углекислоту.

б. Религия – форма общественного сознания. Она несовместима с наукой. Посему некоторые формы общественного сознания несовместимы с наукой. Гугеноты способны к воспитанию, ибо они – люди, а все люди способны к воспитанию.

в. Волки едят ягнят. Это животное не ест ягнят. Следовательно, оно не волк.

3.2. Сделать выводы из следующих суждений при помощи превращения.

а. Ни одна демократическая страна не одобряет терроризма.

б. Все преступления являются общественно опасными.

в. Некоторые студенты не любят логику.

г. Ни одна революция не является законным действием.

д. Все, что делает нас сильнее, полезно.

3.3. Сделать выводы из следующих суждений при помощи обращения.

а. Ни один человек не может быть абсолютно объективным.

б. Некоторые преступники очень спокойные люди.

в. Всякий честолюбивый человек – завистлив.

г. Некоторые хорошо образованные люди верят в приметы.

д. Каждый человек стремится к счастью.

3.4. Сделать вывод из данных посылок. Проверьте его корректность, пользуясь общими правилами ПКС. Если вывод некорректен, укажите почему.

Пример. Все негры (Р+) имеют курчавые волосы (М–) (1).Лев Новоженов (S+) имеет курчавые волосы (М–) (2).Лев Новоженов (S+) – негр (Р–) (3).

Вывод некорректен, так как ни в одной из посылок (суждения (1) и (2)) средний термин (М) не распределен.

а. Атеисты отрицают божественное происхождение человека, а господин N – безбожник.

б. Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают в судебно-следственных органах.

в. Человек осваивает космическое пространство. Петросян – человек.

г. Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос.

д. Все секретари заняты полезным делом. Некоторые птицы – секретари.

3.5. Составьте из предложенных суждений все возможные правильные ПКС.

Пример. Все металлы (М+) – электропроводны (Р–)(1).Железо (S+) – металл (М–) (15).Железо (S+) – электропроводно (Р–) (7).

Данный ПКС составлен по ФI модус ААА; правила ПКС соблюдены. То, что из суждений (1) и (15) в качестве заключения получилось суждение (7), – случайность; из других пар суждений может быть получено заключение, которое не будет совпадать ни с одним из предложенных.

а. Все студенты – учащиеся.

б. Кислород – газ.

в. Венера – планета.

г. Некоторые студенты отличники

3.6. С помощью общих правил проверить корректность следующих модусов: IIO, EEA, EII, EIO, EOI, AEI, AIA, IEO.

3.7. Сделать вывод из предложенных посылок, определите фигуру и модус полученного ПКС. Если вывод некорректен, укажите почему?

Пример. Из данных посылок (1) и (2) делаем заключение (3):

Некоторые автомашины(М–) дребезжат на ходу (Р–). (1)

Моя машина (S+) – это автомобиль (М–). (2)

Моя машина (S+) дребезжит на ходу (Р–). (3)

Положение среднего термина (М) в посылках (1) и (2) указывает на то, что этот ПКС построен по Ф I: перед нами модус III. Вывод некорректен, так как нарушено 1-е правило Ф I: большая посылка должна быть суждением общим, а здесь она (I) – частная.

а. Существа, не имеющие крыльев, не умеют летать. Курицы не умеют летать.

б. Все животные дышат воздухом. Все дельфины дышат воздухом.

в. Всякий предмет состоит из молекул. Логика не состоит из молекул.

г. Ни одна кошка не есть человек. Все люди смертны.

д. Некоторые учащиеся – отличники. Все студенты – учащиеся.

Литература: 2, 3, 4.

Занятие 8. Сокращенные силлогизмы или энтимемы

Вопросы для обсуждения

1. Энтимема – сокращенный силлогизм. Развертывание энтимем в полный силлогизм. Проверка правильности энтимем.

2. Индуктивные умозаключения.

3. Умозаключения по аналогии.

Задания

1.1. Образовать все возможные энтимемы из следующих силлогизмов (см. список логических символов).

Пример. Всякий счастливый человек (Р) доволен (М). (1) Ни один скупой (S) – не доволен (М).(2) Следовательно, ни один скупой (S) не является счастливым человеком (Р). (3) Из этого ПКС можно получить три энтимемы:

1) с сокращенной большей посылкой:

Ни один скупой (S) не является счастливым человеком (Р) (3), потому что скупой (S) никогда не доволен (М) (2);

2) с опущенной меньшей посылкой:

Всякий счастливый человек (Р) доволен (М) (1), поэтому ни один скупой (S) не является счастливым человеком (Р) (3);

3) с сокращенным заключением:

Любой счастливый человек (Р) доволен (М) (1), однако ни один скупой (S) – не доволен (М) (2).

а. Все пороки заслуживают порицания. Курение – порок. Следовательно, оно заслуживает порицания.

б. Ни один справедливый человек не завистлив. Всякий честолюбивый завистлив. Ни один честолюбивый человек не является справедливым.

в. Всякий порок заслуживает порицания. Всякая скупость есть порок. Всякая скупость заслуживает порицания.

г. Так как некоторые очень богатые люди злы, то некоторые несчастные очень богаты, ведь все злые люди несчастны.

1.2. Найти основание и следствие в данных условных посылках, сделать из них вывод. Записать полученные умозаключения схематично. Если условная посылка явно не выражена, сформулировать ее явно, используя логический союз “если..., то...”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: