Дипломатические приемы

В отличие от обычных банкетов приемы и банкеты по протоколу носят официальный или неофициальный характер. Проводятся они в ознаменование важных событий -национальных праздников, юбилейных дат, годовщин подписания договоров, прибытия высокого гостя или делегации и т.д. Многие дипломатические приемы проводят независимо от каких-либо событий, как повседневную дипломатическую работу.

Традиции проведения приемов уходят своими корнями в глубокую древность. Гостеприимство было и остается существенным показателем чести и достоинства народа и государства. Страны бережно хранят исторические традиции приема гостей как символы миролюбия и добросердечности.

Многолетняя международная практика установила виды дипломатических приемов, методы их подготовки, дипломатический этикет, которого придерживаются все участники приема.

Виды дипломатических приемов разнообразны, в основу их подготовки и проведения положены общепринятые правила и нормы протокола, основанные на международной вежливости. Приемы подразделяются на дневные и вечерние; приемы с рассадкой и без рассадки за столом.

Дневные приемы.

К дневным относят приемы типа «Бокал вина», «Бокал шампанского» и «Завтрак».

Приемы «Бокал вина» и «Бокал шампанского» -самые простые по проведению, не требующие длительной подготовки и самые недорогие. Начинаются, как правило, в 12-14 часов и продолжаются около часа.

Поводом для организации такого приема могут быть годовщина национального праздника, отъезд посла, пребывание делегации в стране, открытие фестиваля, выставки и прочее.

Во время приема гостям помимо основного напитка (вина или шампанского) могут быть предложены соки и минеральные воды. Предлагается одна бутылка вина (шампанского) на 6-7 человек, фрукты, орешки и конфеты в коробках. Напитки и легкие закуски разносят официанты. Форма одежды приглашенных гостей- повседневный костюм или платье. Гости едят и пьют стоя.

«Завтрак» -один из наиболее распространенных видов дипломатических приемов. Устраивается завтрак между 12 и 15 часами и продолжается обычно час-полтора. Меню составляется с учетом национальных русских традиций и состоит из 1-2 холодных закусок, одного рыбного или мясного блюда и десерта. Не исключается подача за завтраком первого блюда и (или) горячей закуски. Перед завтраком гостям предлагаются соки. В ходе завтрака возможна подача сухих виноградных вин, а в заключении-шампанского, кофе, чая. Завтрак проводят со строгой протокольной рассадкой, когда каждому гостю с учетом протокольного старшинства отводят специальное место за столом. Процесс обслуживания осуществляется по форме банкета с полным обслуживанием.

Вечерние приемы.

В международной практике принято считать, что дневные приемы менее торжественны, чем вечерние. Вечерние приемы проводят по форме: «коктейль», «а ля фуршет», «обед», «ужин», «чай», «обед-буфет».

«Коктейль» начинается в 16-17 часов и длится около 2-х часов. Это «демократический» прием. Проводится стоя. Во время приема официанты предлагают в обнос неширокий ассортимент холодных закусок и напитков. Горячее как правило не подается. Угощение не должно быть обильным.

«А ля фуршет» проводится в те же часы, что и «коктейль»,но намного торжественнее и официальнее. На фуршетном приеме накрываются банкетные столы с более обильными и деликатесными закусками, выполненными «под вилку», подаются горячие закуски и блюда, десерт и кофе. В конце приема подают шампанское.

К вечерним приемам относится также «Чай», устраиваемый между 16-18 часами, как правило, для женщин. Для чая накрывают один или несколько столиков, подаются кондитерские и булочные изделия, фрукты, десертные вина, соки и воды.

Порядок подготовки и обслуживания гостей на приемах «коктейль» и «фуршет» и «чай» аналогичен одноименным видам банкетов.

«Обед» -наиболее почетный вид приема. Он начинается обычно в 20 часов и продолжается 2,5 часа. Один час гости проводят за обеденным столом, затем переходят в гостиные для беседы, где официанты подают кофе и чай. Меню обеда в соответствии с национальными традициями включает 2-3 холодные закуски,1 первое блюдо,2 вторых горячих блюда (рыбное и мясное) и десерт. К каждому блюду предлагается соответствующий напиток. Это может быть водка, сухие белые и красные вина, шампанское, коньяк. Обед как и завтрак проводят со строгой протокольной рассадкой гостей по форме банкета с полным обслуживанием официантами.

«Ужин» -Отличается от обеда временем начала-21 час и позднее. В меню включают менее калорийные блюда и исключают суп. В российской протокольной практике этот вид приема сегодня применяется редко.

Современные тенденции международной протокольной практики отмечают стремления стран делать дипломатические приемы более скромными, избегать излишней пышности, ограничивать или исключать подачу спиртных напитков, отказываться от слишком дорогих блюд.

«Обед-буфет» -это русский вариант «шведского стола»,который предполагает свободное рассаживание за небольшими столиками по 4-6 человек. Так же как на фуршетном приеме, накрываются столы с закуской, имеются буфеты с напитками. Гости самостоятельно набирают закуски и садятся по своему усмотрению за один из столов. Такого рода приемы принято проводить после концерта, просмотра фильма, музыкального вечера и даже в перерыве танцевального вечера. Обед-буфет считается менее официальным, чем обед и более романтическим.

Особенности рассадки гостей за банкетным столом.

Менеджер банкетной службы ресторана должен уделить особое внимание согласованию с заказчиком плана-схемы рассадки гостей за банкетными столами.

На приемах типа завтрак, обед, ужин гости рассаживаются за столом в строго определенном порядке. Места за столом делятся на более и менее почетные. Самое почетное место-справа от хозяина (на мужском приеме) и справа от хозяйки (на приеме с участием женщин).Далее идут места слева от хозяина, слева от хозяйки. По мере удаления от хозяйки и хозяина места становятся менее почетными.

На приеме, где присутствуют только мужчины, главному гостю может быть предложено место за столом напротив хозяина. Главное правило рассадки: на самых почетных местах сидят самые почетные гости. Отступление от этого правила может быть расценено как умышленное нанесение ущерба престижу гостя и престижу представляемого им государства.

Наиболее распространенные схемы рассадок:

1.Присутствуют только мужчины, хозяин предлагает главному гостю место за столом напротив себя:

2.Прием с приглашением женщин, хозяин и хозяйка занимают места за торцами стола:

3.Прием с женщинами, стол П-образный, хозяин и хозяйка сидят напротив друг друга:

4. За П-образным столом хозяин и хозяйка сидят рядом.

5.Стол круглый. Принципы рассадки за таким столом те же, что и за прямоугольным. Круглый стол удобен, когда положение участников приема более или менее одинаково.

Приведенные в схемах рассадки за разными столами используются как в российской, так и в международной практике.

План рассадки выставляется на небольшом столике в зале(аванзале),где собираются гости и где подаются напитки. Ознакомившись с планом рассадки, гость быстро находит свое место за столом, обозначенным кувертной картой.

Обслуживание приема или банкета по протоколу.

Хорошо подготовленный и в деталях продуманный прием может быть омрачен неквалифицированным обслуживанием. Поэтому к обслуживанию приема привлекаются самые опытные метрдотели и официанты, которые в деталях знают, когда, что и как следует подать, что и когда убрать, с кого начинать подачу блюд и кем заканчивать, как вести себя в момент произнесения тостов. Обслуживающий персонал должен обеспечить безукоризненное проведение приема от начала до конца.

Метрдотель и организатор приема сообщают официантам время подачи каждого вида блюд, порядок их подачи в зависимости от ранга гостей. Это позволяет избежать ошибки в соблюдении этикета по обслуживанию гостей, в срок выполнить программу поведения приема. Обслуживание начинают с главного стола. Первым обслуживают гостя, старшего по рангу, затем хозяина-организатора банкета, далее представителя гостей другого ранга и участника стороны, организующей прием, такого же ранга.

Метрдотель во время обслуживания координирует все действия официантов, дает им указания покинуть зал во время произнесения речей и тостов. Распределение обязанностей между официантами предусматривает обеспечение своевременного получения блюд с кухни, подачу их гостям, быструю замену посуды. Во время обслуживания выполнения отдельных пожеланий гостей, связанных с отклонением от правил этикета, нужно согласовывать с ответственным за проведение приема лицом.

В некоторых случаях на неофициальных банкетах по протоколу организуется концертное выступление артистов. В момент их выступления не разрешается производить подачу блюд и напитков. Эти перерывы в обслуживании также должны быть учтены при планировании работы официантов. Подача десерта, кофе, чая может быть запланирована в отдельном помещении. В этом случае здесь подготавливают чайные столы и столы для отдыха и беседы.

Прием и банкет по протоколу завершается к назначенному времени по указанию хозяина.

Контрольные вопросы.

1.По какой форме банкетного обслуживания проводят приемы и банкеты по протоколу?

2.Где и когда используется данный вид банкетного обслуживания?

3.Как классифицируют банкеты по протоколу по времени проведения?

4.Какие виды дипломатических приемов считаются наиболее почетными?

5.В какое время проводят приемы «завтрак», «обед», «ужин»?

6.В чем отличия обслуживания официальных приемов от неофициальных?

7.В чем особенности формирования меню для банкета-приема?

8.Как формируется план-схема рассадки гостей на банкетах приемах?

9.Как распределяются места за банкетным столом по степени важности?

10.С чего начинается процесс обслуживания гостей сидящих за банкетным столом?

11.Какова роль метрдотеля в процессе обслуживания банкета-приема?

12.Как должен вести себя персонал в момент произнесения тостов и речей?

13.Где и когда используются формы приема: «Бокал вина» и «Бокал шампанского»?

14.Назовите перечень угощений, предлагаемых гостям на приеме «Бокал вина».

15.Чем отличаются приемы «Бокал вина» от приема «Бокал шампанского»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: