double arrow

Практическое занятие № 4


Тема: «Судовой валопровод».

Энергия, выра­батываемая главным двигателем, пере­дается движителю (гребному винту) 1 (рис. 13,а) через валопровод, представляющий собой последователь­но соединенный ряд валов, опирающих­ся на подшипники. При прямой пере­даче мощности коленчатый вал ревер­сивного дизеля 8 соосно соединяют с упорным 6, промежуточными 4 и гребным валами. Число промежуточ­ных валов зависит от длины судна и расположения машинного помещения. На промежуточных валах могут быть смонтированы шкивы для привода электрогенератора и ленточное тормоз­ное устройство, с помощью которого приремонтных работах стопорят ва­лопровод от проворачивания. Промежу­точные валы опираются на опорные подшипники 3, а гребной вал — на подшипник дейдвудного устройства 2. Последнее является не только опорой гребного вала, но и служит для предотвращения проникновения во­ды в корпус судна. На крупных судах внешний конец гребного вала (за дейдвудным устройством) опирает­ся на подшипник, смонтированный в специальном кронштейне. Радиальные нагрузки и осевые усилия (упор), возникающие при вращении гребного винта, воспринимаются упорным под­шипником 5, корпус которого жестко прикрепляют к набору судна или встраивают в двигатель, а у некоторых (например, ЗД6) — в реверс-редуктор.




Рис.13 Валопроводы винтовых судов.

На речных судах с электрической передачей мощности на гребной винт коленчатый вал главного дизеля 6 (рис. 13, б) соединен с валом генера­тора 5. Электрический ток, вырабаты­ваемый генератором, от электрораспре­делительного щита 4 поступает к элек­тродвигателю 3, который через упор­ный вал 2 обеспечивает вращение греб­ного вала 1. Конструкция валопро-вода при этом значительно упрощается, легче осуществляется также дистан­ционное управление энергетической установкой. Однако двойное преобразо­вание энергии (механической в электри­ческую и электрической в механиче­скую) связано с потерей 15—25% мощности главных дизелей, из-за чего увеличиваются масса и стоимость уста­новки в целом. Поэтому валопроводами с электрической передачей мощности оборудуют только энергетические уста­новки, для которых характерен часто изменяющийся режим работы дизелей (некоторые пассажирские суда, ледо­колы, суда дноуглубительного флота и т. п.).

Для соединения и разобщения от­дельных участков валопровода между ними устанавливают специальные со­единительно-разобщительные муфты 7 (см. рис. 13, а). Их подразделяют на простые (жесткие) и подвижные (упругие). При использовании простых муфт происходит жесткое соединение двух валов, при котором исключается перемещение одного вала относительно другого. При использовании подвижных муфт возможно продольное и радиаль­ное смещения валов, угловой поворот (излом) осей или смещение и излом последних. Простые муфты представ­ляют собой два фланца, изготовлен­ных заодно целое с валами или приваренных к ним. Фланцы крепят соединительными болтами и гайками. В качестве подвижных широкое распространение на речных судах получи­ли втулочно-пальцевые муфты. Эластичность валопровода в них дости­гается благодаря установке между сое­динительными болтами и корпусом по­лумуфт резиновых или кожаных вту­лок. Вместо цельных втулок на соеди­нительные болты муфты может наде­ваться также комплект резиновых или кожаных колец.







Сейчас читают про: