Происхождение храма

Богослужение, как выражение внутреннего нашего богопочитания началось с первых дней бытия человека на земле. Наши прародители, созданные по образу и подобию Божию и одаренные превосходными силами бессмертного духа, тотчас же после создания их не могли не прославлять беспредельную благость, всемогущество, святость и премудрость Творца. Их служение Богу выражалось в личном общении с Ним, в пос­тоянном прославлении Его и исполнении Его святой воли. Но недолгим было блаженство Адама и Евы в раю. Они не сохра­нили заповедь Божию, согрешили и были изгнаны из рая. После грехопадения и изгнания из рая они лишились возможности не­посредственного общения с Богом и стали благоугождать Ему посредством молитв и жертвоприношений (Авель, Ной, Авраам, Иаков и др.).

В Ветхом Завете от Адама до Моисея верующие не имели храмов. Вся вселенная была для них храмом Божиим, и они со­вершали Богослужение на жертвенниках под открытым небом, на всяком месте. Так, Каин и Авель приносили Богу жертвы в по­ле, Ной - там, где он вышел из ковчега, а Авраам - на горе Мориа. Впоследствии люли стали избирать для Богослужения по преимуществу те места, которые были ознаменованы особен­ными явлениями и благодеяниями Божиими. Такими были: Сихем, где Бог явился Аврааму и обещал отдать ему и его потомству Ханаанскую землю (Быт. 12, 6); Вефиль, где Иаков видел чуд­ную лестницу (Быт. 28, 19); Вирсавия, где Авраам заключил союз с Авимелехом, царем Герарским (Быт. 21, 30-33), и др.

Храмовое богослужение в собственном смысле слова нача­лось при Моисее, которому Бог повелел устроить скинию, или походный храм. Эта скиния была на земле первым храмом, по­священным истинному Богу. В Священном Писании скиния назы­вается домом Господа, святым храмом Его (Пс. 5, 8), жилищем Господа (Пс. 74, 7), святилищем (Евр. 9, 1). Зтот первоначаль­ный храм Божий был устроен в виде палатки и переносился с места на место. Сам Бог показал Моисею на горе Синайской образ, по которому нужно было устроить скинию. Она разделялась на три части: святое святых, святилище и двор. В ней поставленные Богом священные лица совершали для еврейского народа церковные службы и жертвоприношения. По образу скинии, но в более величественном виде, царем Соломоном был построен в Иерусалиме великолепный, величест­венный храм на горе Мориа. При нашествии Навуходоносора на Иудею этот храм был разрушен. После своего возвращения из плена евреи построили храм второй Иерусалимский, просуществовавший до пришествия Сына Божия на землю и разрушенный римлянами около 70 г. по Р.Х. Следует также заметить, что после вавилонского плена иудеи стали собираться на молитву в свои синагоги, а храм Иерусалимский посещали в великие праздники (Пятидесятницу, Пасху, Преполовение - Праздник Кущей).

Ветхозаветный храм был только один и служил един­ственным местом общественного богослужения для всего народа Божия; этим внушалась мысль, что один есть Бог истинный, Которому подобает поклоняться и служить.

В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, пострадав­ший и умерший за всех людей и повелевший Апостолам Своим идти в мир проповедовать Евангелие всем народам, не назна­чал какого-то определенного места для общественного бого­служения. Он учил Своих последователей поклоняться Богу и духе и истине и Сам молился на всяком месте (в пустыне, в горах, в саду Гефсиманском). Но хотя Господь наш Иисус Христос учил, что на всяком месте можно поклоняться Отцу Небесному, все-таки для особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу (Мк. 14, 15). Эта Сионская горница и явилась первым новозаветным (христианским) храмом, где впервые, была совершена Спасителем Тай­ная вечеря и установлено таинство Евхаристии. Во время Своего общественного служения Христос неоднократно посещал Иерусалимский храм и учил народ относиться к храму с благо­говением, как к Дому Божию, обличая тех, кто этого не делал (изгнание торгующих из храма).

В первые века христиане собирались для Богослужений в различных местах, которые назывались церквами, или собраниями верующих. Первыми христианскими храмами, т.е. местами совершения богослужения, были "икосы", - дома, или фактически залы. Эти дома, как места священные, требовали к себе и особо благоговейного отношения. На это указывают слова св. ап. Павла, который упрекает христиан за то, что они неправильно смотрят на место молитвенного собрания, когда приносят с собой сюда пищу и питие: "Еда бо домов не имате, во еже ясти и пити. Или о церкви Божией нерадите" (1 Кор. 11, 22). Этим противопоставлением св. ап. Павел указывает на высокое достоинство церквей в отличие от домов.

Местом богослужения могла быть обширная трапезная. В этих горницах для целей богослужения устроялись места для епископов и пресвитеров, для чтения Св. Писания; был также стол для совершения Евхаристии. До торжества христианства при Константине Великом христианские храмы часто находились в частных домах[2].

Необходимо, однако, отметить, что во время гонений и народных волнений в Римской империи христианам было очень трудно собираться для богослужения в храмах и частных домах. Поэтому христиане часто устраивали богослужебные соб­рания в глухих и отдаленных от жилищ местах (на кладбищах и в катакомбах), которые по римским законам были неприкос­новенными. "Катакомбы состоят из сети коридоров, разветвля­ющихся иногда на большое расстояние и взаимно пересекающих­ся между собою... В стенах коридоров... встречаются более и менее обширные комнаты. Гробницы мучеников находились под полукруглым сводом.

Плита, покрывающая гробницу, могла слу­жить Престолом[3]. "Алтарем, или Престолом, обыкновенно слу­жила гробница дли саркофаг мученика, приставленный к стене: иногда Престол устроялся особо, пред особой нишей, где помещались седалище для епископа и места для пресвитеров. Свет и воздух в катакомбы проникали через люминарии - отверстия, или отдушины, проведенные из внутренности катакомб на поверхность земли[4].

В катакомбах, можно сказать, зародилось церковное ис­кусство. Все, что было для христиан, священным, они изобра­жали символами. Смысл их заключался в том, что в трудное время христианам было удобнее выразить свою веру под пок­ровом символа и тем спастись от преследований. Христианский символ был понятен только христианам и ничего не говорил язычникам. В катакомбах ворочаются следующие символические изображения:

1) якорь - знак, или образ, христианской надежды: как в морскую бурю якорь служит опорой корабля, так и в земной жизни христианская надежда является опорой души;

2) голубь - символ Святого Духа и невинности, незлобия христианской души;

3) феникс - по древнему верованию, неу­мирающая птица, символ воскресения;

4) павлин - символ бессмертия, так как, по мнению древних, тело его не подвер­гается разложению;

5) петух - символ воскресения, потому что петух пробуждает от сна, а самое пробуждение напомина­ет о Страшном Суде и воскресении мертвых;

6) агнец - символ Иисуса Христа, Который в Евангелии называется Агнцем;

7) оливковая ветвь - символ вечного мира,

8) лев - символ духовной силы и могущества,

9) лилия - символ чистоты,

10) рыба - указывающая, с одной стороны на то, что хрис­тиане улавливаются для Царствия Божия проповедниками хрис­тианства подобно тому, как рыба улавливается неводом, а с другой стороны, потому что греческие буквы, из которых состоит слово (ИХФЕС) заключает в себе начальные буквы СЛОВ: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;

11) корзина с хлебами, напоминающая о том же Таинстве.

12) виноградная Лоза, напоминающая о таинстве Причащение, и таинственно изображая Христа

К числу таких же символов нужно отнести изображение мифического поэта Орфея с лирой в руках, который символизирует Иисуса Христа: как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим учением привлек к Себе человеческие сердца.

В период относительного спокойствия между полосами гонений христиане опять устраивали богослужебные собрания или в своих частных домах, или в специальных молитвенных зданиях, которые появляются не позднее III века[5].

"В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 г. в одном Риме было более 40 церк­вей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомидии, Тире и др. Со времени Константина Великого начали строить величествен­ные церкви. Самой употребительной формой церквей была фор­ма базилики[6]. Ими назывались в Греции особые общественные здания, устраиваемые около общественных площадей и предназ­наченные для судостроительства и для произнесения речей[7].

В IV веке гонения на христиан прекратились и христи­анство получило полную свободу. После издания Константином Великим в 313 г. Миланского эдикта началось деятельное по­строение храмов. Запустевшие языческие капища, некоторые дворцы и палаты (базилики) превращались в христианские храмы. Особенно много потрудилась в деле храмостроения мать Константина Великого - святая равноапостольная Елена. Ею были построены христианские храмы на местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и др.). И в последующее время, чем шире распространя­лось и укреплялось христианство, тем более умножалось число храмов Божиих. В этот период можно отметить особо величест­венный храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, построенный императором Юстинианом (532-537 гг.).

Когда свет веры Христовой проник и к нам, в наше Оте­чество, то и у нас стали появляться и с течением времени умножаться святые храмы как места общей молитвы православ­ных христиан.

К числу замечательных русских храмов, сохранившихся доныне, принадлежат Троицкий и Успенский соборы нашей Лавры, храмы Московского Кремля, храм Покрова на Нерли (1165 г.), Успенский собор во Владимире и бесчисленные другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: