Способ созыва верующих к богослужению (о колокольном звоне)

В Православной Церкви верующие созываются к богослуже­нию посредством звона колокола. Колокола составляют одну из принадлежностей христианского храма. Колокольный звон в церк­вах имеет свой глубокий смысл и значение. Он - не предмет роскоши и эстетического удовольствия. Церковный звон не толь­ко оповещает о времени богослужения, но и подготавливает хрис­тиан к богослужению. Звон производит на душу христианина бла­годатное действие; такое мнение является общепризнанным в Православной Церкви. Звон в известном смысле есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки.

В ветхозаветной церкви иудеев созывали к богослужению посредством звуков серебряных труб; ветхозаветное богослуже­ние, как известно, состояло преимущественно из музыки; и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи с ним новозаветного богослужения, более духовного и возвышенного, это последнее имеет свою священную музыку в колокольном звоне. Колокольный звон есть наиболее простой, строгий, и безыскусственный род музыки.

Как и все церковные богослужения, церковный звон имеет свою историю. В первые века христианства, во времена гонений епископы созывали верующих к богослужению через специально посылаемых за ними лиц или же после каждого богослужения уславливались о месте и времени следующего богослужения. После прекращения гонений вошли в употребление различные способы созыва к богослужению. Например, в египетских монас­тырях братия созывались стуком в дверь кельи. Молоток для стука в дверь кельи (будильный молоток) - самое древнее ору­дие созыва к богослужению (IV-V вв.).

Позднее христиане стали созываться звуками трубы или рога, звуками "тока", "клепала"; "била" и "клепала" были распространены почти повсеместно. Било представляет собой деревянную, железную или медную доску изогнутой или прямой формы; по этой доске ударяют молотком, сделанным из такого же материала, как и доска. Била различают: 1) по материалу: деревянные, железные; 2) по величине: "великое", "малое" (или "бильце") и самые большие (праздничные), называемые "тяжкая"; 3) по способу употребления: ручные и подвесные.

Ручное било держат рукой или кладут на левое плечо се­рединою; подвесное вешают на цепи или веревке, продетой в середину била. В било ударяют молотком, в результате чего получается требуемый звук. Характерно, что если удар произ­водится ближе или дальше от середины доски, получается звук разной высоты и образуется целая гамма тонов (особенно на металлическом биле), благодаря чему звон в било получает вполне музыкальный характер. Сообразно с характером каждого била и звону усваивается различное символическое, внутреннее значение.

1) Ударение в "малое" било ("бильце"), которое положе­но совершать перед малой вечерней, повечерием, полунощницей и часами, как малозвучное и глуховатое, означает голос древних пророков - как бы сонь и прообраз будущих событий;

2) ударение в "великое било", которое положено совер­шать на праздничных утренях, дающее звонкий и далеко разно­сящийся по воздуху звук, знаменует апостольскую проповедь ("во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их") - проповедь Евангелия;

3) ударение в "тяжкая" напоминает нам о будущем суде и знаменует ту апостольскую трубу, которая созовет всех на всеобщий суд.

Колокола появились гораздо позже, чем "била" и "клепа­ла". Впервые они стали входить в употребление как средство созыва христиан на богослужение на Западе, в одной из облас­тей Италии-Кампании. Вначале они были небольших размеров и делались из меди или листового железа. С развитием литейного дела колокола с VIII века стали лить из меди, иногда добавляя к ней серебро. На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали входить в употребление с IX века. На Руси колокола появились с принятием христианства. Они проникали сюда и из Византии, и с Запада. Об этом упоминает летопись с XI века (колокола - военная добыча завоевателей). В ХIV веке летописи упоминают о колоколах на Руси - колокольнях Пскова и Новгорода и коло­кольных мастерах Москвы и Твери.

Уставное церковное название колокола - "кампан", или "звон". "Звон" - от русского слова "звонить", а "кампан" -или от латинского слова campus - "поле" (место их литья; поле - место, где для путешествующих нет препятствий; так и высокий удар медного колокола разносится всюду), или - более вероятно - от римской провинции Кампания, где, как уже ска­зано, впервые появились колокола.

Цель употребления колокольного звона, призывать верую­щих в храм на молитву и возвещать тем, кто не присутствует за богослужением, о времени отправления богослужений, о важных моментах богослужения, а также выражать торжество Церкви. Сообразно с такими целями и назначением звона соответственно свойству и времени богослужения существуют различные способы звона. В основном различаются два вида звона: благовест и собственно звон.

Благовест - звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько колоколов, но не во все вместе, а по очереди в каждый колокол. Благовест называется так потому, что сооб­щает добрую весть о начале в храме Божием богослужения, и о том, что милосердие Божие еще долготерпит над нами, что Господь с высоты небес внимает нашим молитвам. Да и сам при­зыв верующих в храм есть добрая, радостная весть для благо­честивого и доброго сердца. "Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем" (Пс. 121, 1) - говорит пророк Давид. Так веселится и доброе сердце, слыша звон, призывающий в дом Господень.

Звон в собственном смысле слова бывает тогда, когда ударяют одновременно в несколько колоколов. Благовест различается следующих видов:

а) благовест в собственном смысле слова - мерные, не­торопливые удары в один колокол;

б) перезвон - когда последовательно от большого колокола до малого ударяют по несколько раз в каждый из них, это прием повторяется несколько раз;

в) перебор - когда ударяют медленно в каждый колокол по порядку один раз, а затем делают одновременный удар во все колокола.

Звон, совершающийся в три приема, т.е. когда трижды повторяется музыкальный период гармонического сочетания, называется трезвоном. Трезвон может быть: а) "трезвон во вся (35 гл. Типикона); б) "трезвон в двои", т.е, в два колокола (часы Великого Пятка).

Изучив детально смысл и назначение церковного звона, мы можем убедиться в великом значении этого явления в цер­ковной жизни. Христианин, услышав звон, невольно отрывает все мысли и помыслы от земли и уносит их в поднебесную высь, сердце его наполняется радостным, светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далекого рая.

И до сих пор, услышав церковный благовест, русский человек набожно крестится и вспоминает о Боге. В этом заключается огромное духовное и нравственное значение церковного звона: он не дает засыпать совести и душе, постоянно напоминая ей о бытии Божием, о вечной правде, о великой христианской любви. Не напрасно колокола называются благовестниками: дейст­вительно, их звон наполняет душу радостью и надеждой. На од­ном из колоколов имеется надпись: "Благовествуй миру радость велию". Таким образом, церковный звон - глашатай Церкви, ее внешний голос, тогда как богослужение - голос внутренний. Христианин, услышав звон, обязан перекреститься со словами: "Господи, помилуй'' (трижды) или: "Слава Тебе, Боже наш, слава, Тебе", или: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: