Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые нaчинaютcя днем Пасхи и кончаются Неделею Всех святых. Цветной триодь называется или потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной седмицы и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной.
Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в седмичные дни.
Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди неделям и дням седмиц указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Oктоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения перваго гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха 2-го глас в Светлый вторник - 3-го гласа, в Светлую среду - 4-го гласа в Светлый четверг - 5-го, в Светлую пятницу - 6-го, в Cвeтлую субботу - 8-го гласа.
|
|
В Неделю ап. Фомы - 1 гласа,
в Неделю свв. жен мироносиц - 2 -"-
в Неделю о расслабленном - 3 -"-
в Неделю о самаряныне - 4 -"-
в Неделю о слепом - 5 -"-
в Недели свв. Отцев - 6 -"-
в Неделю Пятидесятницы - 7 -"-
в Неделю Всех святых - 8 -"-
В седмичные дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями.
Песнопения Цветной Триоди так же, как и Постной Триоди, суть произведения различных песнотворцев, имена многих из них остались неизвестными, а имена известных принадлежат V-ХIV вв. Знаменитейшие, из песнопений Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили Постную Триодь.