Организационно-методический раздел

Развитие и совершенствование социальной работы в России является одной из фундаментальных проблем современной науки и практики. В настоящее время создаются ее базовые концепции, идет осмысление ее положения и воздействия на общество в его кризисных условиях. В связи с этим особое значение имеет изучение состояния и определение перспектив важнейшего института общества, каким является семья.

Семья, ее интересы, нужды должны быть в центре социальной работы, а семейная политика – приоритетной в социальной политике государства.

Только такая цель позволит ослабить негативные последствия реформирования общества, а социальную политику сделает более эффективной, отвечающей полностью нуждам и потребностям российских семей.

Учитывая это, в последнее десятилетие усилился интерес отечественной науки к изучению семьи. Если раньше семья была объектом изучения социологии, демографии, юриспруденции, психологии, педагогики и других наук, то теперь ее проблемами активно занимаются экономисты, философы, экологи, медики, т.е. наметился комплексный, междисциплинарный подход к исследованию проблем российской семьи, ее социально-экономических, демографических, социально-правовых, психолого-педагогических и других аспектов.

Глубокое изучение проблем современной семьи, психологии и педагогики семейных отношений обеспечит специалисту по социальной работе формирование конкретных профессиональных умений и навыков на основе современных исследований и социальных технологий. Это позволит оказать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях и в целом совершенствовать работу по социальному обслуживанию семьи.

В мировой теории и практике социальной работы семейный социум рассматривается как приоритетная сфера социальной политики. Отсюда значимость и место курса “Основы социально-педагогической деятельности с семьей” в системе профессиональной подготовки будущих социальных работников и педагогов.

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание, в первую очередь, помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Первичную социализацию личности подрастающего поколения обеспечивает воспитательная функция семьи, т.к. семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накоплен человеческой культурой той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. В настоящее время, когда ликвидировано значительное количество детских учреждений, когда многие услуги их стали платными, резко сократилось количество детей в этих учреждениях, вся тяжесть воспитания легла на родителей, а также – на бабушек и дедушек, которые снова стали востребованы в связи с занятостью родителей на производстве. Семейный социум на современном этапе находится в стадии социальных подвижек, существенно меняющих его дидактические роли и возможности. В этих условиях проблема психолого-педагогического просвещения родителей получает новое звучание, а системные психолого-педагогические знания пользуются нарастающим спросом во всех типах семей.

Данный курс изучает основы социально-педагогической деятельности с семьей в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации.

Объектом курса является семья как общественная группа, характеризующаяся особой, ей присущей воспитательной ролью и функциями в системе общественных и межличностных отношений; возможности и педагогический потенциал различных типов семьи на современном этапе.

Методологической базой являются: материалистическая теория отражения и социальной обусловленности поведения личности; теория о свободе, равенстве и достоинстве; психолого-педагогическая теория деятельности; теория социальных установок и социального воспитания личности; идеология благополучия семьи, укрепления и развития семейного образа жизни, равных возможностей для развития личности, приоритет интересов ребенка.

Курс носит теоретико-прикладной характер и реализуется на междисциплинарной основе с использованием различных отраслей человеческого знания. Его программа имеет выраженную социальную ориентацию и практическую направленность, способствует развитию и углублению представлений и знаний студентов о семье, социально-педагогических аспектов ее деятельности.

Цель курса – ввести студентов в лабораторию наук, изучающих семью, современные брачные отношения, государственную семейную политику, практику социально-педагогической деятельности с семьей.

Задачи курса:

* провести ретроспективный анализ состояния проблемы социально-педагогической деятельности с семьей в теории и практике социальной работы;

* выявить особенности и определить основные направления социально-педагогической деятельности с семьей в современных условиях;

* углубить и систематизировать знания основ социально-педагогической работы с семьей для эффективного их применения в будущей профессиональной деятельности;

* выработать цельное, научное мировоззрение, основанное на принципах международных и российских номативно-правовых документов, ориентированных на повышение статуса семьи в обществе;

* обучить современным технологиям социально-педагогической деятельности с семьями различных типов;

* использовать материалы курса для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов в вузе к организации социально-педагогической деятельности с семьей.

Программа включает темы, которые дают возможность изучить теоретические и методологические основы, принципы организации социально-педагогической деятельность с семьей; рассмотреть семью как социальный институт, объект государственной политики и как среду, в которой формируется личность человека; выявлить условия гармонизации межличностных отношений в современной семье.

Предлагаемые курс и программа являются попыткой научного осмысления социальных проблем семьи, исходя из новой общественной ситуации в России.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: