Работа преподавателя | Работа студентов | Время | |
Тема 1. Входной рейтинговый контроль. Основные правовые системы современности. Международное право – как особая система права | |||
1. Проверить наличие. Входной рейтинговый контроль осуществляется письменным либо устным опросом студентов | Перечень вопросов для определения степени подготовленности студента к изучению дисциплины – входной (стартовый) рейтинг 1. Понятие государства. 2. Понятие общества. 3. Гражданское общество. 4. Понятие права. 5. Понятие и признаки правового государства. 6. Роль государства и права. 7. Что такое социальные нормы и место права среди них. 8. Форма государства, понятие и элементы. 9. Источники права и их виды. 10. Понятие нормы права и ее структура. 11. Понятие и элементы правовых отношений. 12. Понятие, виды правонарушений. 13. Понятие и виды юридической ответственности. 14. Место Конституции РФ среди нормативных актов. 15. Структура Конституции РФ. 16. Органы власти РФ. 17. Назвать основные права, свободы и обязанности по Конституции РФ. 18. Судебные и правоохранительные органы России. 19. Местное самоуправление в РФ. 20. Какие вопросы регулирует Трудовой кодекс РФ? | 20 мин | |
2. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Система юридической науки. 2. Понятие, признаки государства и ее роль. 3. Правовое государство и гражданское общество. 4. Понятие и признаки права 5. Источники и виды права. 6. Система права 7. Нормативные правовые акты. 8. Понятие и виды правовой системы «правовой семьи». 9. Международное право как особая система права. | ||
3. Заслушать доклад и содокладчика и дать им оценку | Теории происхождения государства и права. | ||
4. Дать под запись ситуационную задачу, а затем заслушать 2 – 3 студента. Дать оценку по ответам. | Начальнику отделения милиции майору Ф. поступила жалоба гражданки Л., 60-ти лет, на сержанта милиции К. В жалобе указано, что подросток не уступил место ей в автобусе. Когда она обратилась к сержанту с требованием оштрафовать подростка, К. отказался это сделать, и ограничился лишь беседой с ним. Какое решение следует вынести по жалобе? Составить письменный ответ на жалобу. | ||
5. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итог по каждому вопросу | 1. Роль правоведение (юриспруденции) в жизни гражданина? 2. Государство: понятие и признаки, возникновение, его значение? 3. Взаимосвязь государства и права? 4. Право: понятие и признаки и его роль? 5. Дать понятие источнику права и их виды? 6. Что представляет из себя система права? 7. Что такое правовая система и ее виды? 8. Место и роль международного права в системе права? Разобраться с ключевыми понятиями:Государство, публичная власть, суверенитет, форма государства, право, социальные нормы, источники права, правоотношения. | ||
6. Распределить на последующие занятия для студентов темы и докладчиков (содокладчиков). Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы | |||
Тема 2. Значение законности и правопорядка в современном обществе | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Понятие правопорядка и законности 2. Роль законности и правопорядка. 3. Понятие, признаки и виды правонарушения. 4. Понятие, признаки, состав и виды юридической ответственности. | ||
2. Заслушать доклад и содокладчика и дать им оценку | Проблема укрепления законности и правопорядка на современном этапе. | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итог по каждому вопросу | 1. Понятие законности. 2. Понятие правопорядка. 3. Соотношение законности и правопорядка. 4. Какова роль законности и правопорядка в современном обществе? 5. Правонарушения, его признаки и виды. 6. Юридическая ответственность и его состав. 7. Виды юридической ответственности. Разобраться с ключевыми понятиями: Законность, правопорядок правонарушение, юридическая ответственность. | ||
4. Провести тестирование по 1 модулю (разделу)–письменно. | Тестовые задания. Приложение № 1 для преподавателя, отдельно | ||
5. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 3. Особенности федеративного устройства России. Белгородская область как субъект федерации | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия). Подвести итоги работы с тестами, объявив их результат | 1.Россия как федеративное государство; 2. Элементы государственности РФ; 3. Белгородская область как субъект РФ; 4. Государственная власть Белгородской области | ||
2. Дать под запись ситуационную задачу, а затем заслушать 2 – 3 студента. Дать оценку по ответам. | Федеральный Конституционный закон «Об охране памятников истории и культуры всемирного значения» был принят двумя третями депутатов Гос. Думы и одобрен половиной депутатов Совета Федерации, но был отклонен Президентом РФ по причине несоответствия УК РФ. Определить нарушения в законодательном процессе. | ||
3. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку | Правовой статус субъектов РФ. Административно-территориальное устройство субъектов РФ. | ||
4. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итог по каждому вопросу | 1. Элементы государственности РФ; 2. Особенности России как федеративного государства; 3. Белгородская область - как равноправный субъект федерации; 4. Органы государственной власти Белгородской области; Разобраться с ключевыми понятиями. Элементы государственности РФ. Органы государственной власти Белгородской области. | ||
5. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 4. Местное самоуправление | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1.Понятие местного самоуправления и нормативное регулирование; 2. Место местного самоуправления в системе власти; 3. Вопросы местного самоуправления; 4. Структура местного самоуправления. | ||
2. Дать под запись ситуационную задачу, а затем заслушать 2 – 3 студента. Дать оценку по ответам. | Государственная Дума направила запрос в Конституционный Суд РФ о законности Указа Президента РФ по строительству завода «РТ» без проведения государственной экологической экспертизы, что противоречит Закону РФ «Об охране окружающей среды». Дать юридическую оценку правомерности Указа Президента РФ. | ||
3. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку | Местное самоуправление в системе власти. Соотношение местного самоуправления и государственной власти. | ||
4. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам | 1. Государственная власть и местное самоуправление. 2. Местное самоуправление в Белгородской области. 3. Вопросы местного самоуправления. 4. Структура органов местного самоуправления | ||
5. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 5. Дисциплинарная ответственность работника | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Понятие дисциплины труда; 2. Средства обеспечения дисциплины труда; 3. Меры поощрения; 4. Меры взыскания 5. Порядок наложения взыскания | ||
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку | Нормативное регулирование дисциплины труда. Роль дисциплины в трудовых отношениях коллектива. Методы (способы) укрепления дисциплины в трудовых коллективах | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итог по каждому вопросу | 1. Нормативное регулирования трудовой деятельности. 2. Понятие трудовых отношений. 3. Роль дисциплины в трудовых отношениях. 4. Методы укрепления трудовых отношений. 5. Понятие дисциплины труда. Средства обеспечения дисциплины труда; 6. Меры поощрения и взыскания; | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 6. Материальная ответственность работника | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Понятие материальной ответственности; 2. Условия материальной ответственности; 3. Виды материальной ответственности; 4. Порядок наложения материальной ответственности | ||
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку | Основания и пределы материальной ответственности. | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итог по каждому вопросу | 1. Сущность и понятие материальной ответственности. 2. Виды материальной ответственности 3. Ограниченная материальная ответственность. 4. Полная материальная ответственность. 5. Порядок удержания вычитаемой суммы. | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 7. Порядок разрешения трудовых споров (индивидуальных, коллективных) | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Понятие трудовых споров и их виды; 2. Индивидуальные трудовые споры; 3. Коллективные трудовые споры | ||
2. Заслушать доклады и содокладчиков, дав им оценку | 1. Организация и проведения забастовки 2. Разрешения трудовых споров в суде. | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам | 1. Понятия трудовых споров. 2. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. 3. Порядок разрешения коллективных трудовых споров | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 8. Семейное законодательство | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Правовое регулирование семейных отношений; 2. Права и обязанности супругов; 3. Ответственность супругов. | ||
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку | Права и обязанности родителей и детей | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итог по каждому вопросу | 1. Правовое регулирование семейных отношений: понятие брака, нормативное регулирование, заключение брака. Недействительность брака. Прекращение брака; 2. Права и обязанности (личные и имущественные) супругов; 3. Ответственность супругов по семейному законодательству. | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 9. Правовая охрана окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Правовая охрана окружающей среды: общие положения, нормативное регулирование; 2. Ответственность за экологические правонарушения. | ||
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку | Экологические проблемы в Белгородской области и порядок их разрешения | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам | 1. Правовая охрана окружающей среды: общие положения, нормативное регулирование; 2. Ответственность за экологические правонарушения. | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 10.Обстоятельства исключающие преступность деяния | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Понятие уголовного законодательства. 2.Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния. 3. Необходимая оборона. | ||
2. Дать под запись ситуационную задачу, а затем заслушать 2 – 3 студента. Дать оценку по ответам. | Матрос одного из иностранных судов, находясь в г. Архангельске, употребил спиртные напитки, начал бить стекла в помещении кафе. При задержании его сотрудниками милиции оказал им сопротивление, выражаясь при этом нецензурно в их адрес. Возможно ли привлечение данного лица к уголовной ответственности по закону РФ? | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам | 1. Понятие уголовного законодательства. 2. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния. 3. Необходимая оборона. | ||
4. Провести тестирование по 2 модулю (разделу) – письменно | Приложение № 2. Для преподавателя, отдельно. | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 11. Государственное регулирование и управление в сфере экономики. Лицензирование отдельных видов деятельности. | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) Подвести итоги работы с тестами, объявив их результат | 1. Понятие правового регулирования экономических отношений; 2. Государственное регулирование и управление в сфере экономики; 3. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности | ||
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку | Роль государства и права в социально-экономическом развитии | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам | 1. Понятие правового регулирования экономических отношений; 2. Государственное регулирование и управление в сфере экономики; 3. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 12. Антимонопольное законодательство и ответственность за его нарушение | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1.Понятие конкуренции и ее принципы; 2. Антимонопольное законодательство; 3. Виды монополий; 4. Направления защиты конкуренции; 5. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства | ||
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку | Защита конкуренции в рыночных условиях | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам | 1. Понятие конкуренции и ее принципы; 2. Антимонопольное законодательство; 3. Виды монополий; 4. Направления защиты конкуренции; 5. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Нормативное регулирование рынка ценных бумаг; 2. Понятие ценной бумаги; 3. Особенности ценной бумаги 4. Виды ценных бумаг и их краткая характеристика; 5. Рынок ценных бумаг; 6. Ответственность участников рынка ценных бумаг | ||
2. Заслушать доклады и содокладчиков, дав им оценку | 1. Акции как ценные бумаги. 2. Рынок ценных бумаг. | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам | 1. Понятие ценных бумаг. 2. Виды ценных бумаг. 3. Особенность ценных бумаг. 4. Ответственность участников рынка ценных бумаг | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 14. Представительство и доверенность. Сроки и исковая давность | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Понятие представительства, субъекты представительства и их полномочия; 2. Доверенность: понятие, виды доверенностей; 3. Сроки и исковая давность | ||
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку | Значение исковой давности при решении судебных вопросов | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам | 1. Понятие представительства; 2. Субъекты представительства и их полномочия; 3. Понятие и значение доверенности; 4. Виды доверенностей; 5. Сроки и исковая давность | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 15. Защита нарушенных гражданских прав. Гражданское судопроизводство | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Судебный и внесудебный порядок защиты гражданских прав. 2. Исковое производство. 3. Подведомственность и подсудность. | ||
2. Дать под запись образец искового заявления в суд | Оформить в тетради образец искового заявления в суд | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам | 1. Судебный и внесудебный порядок защиты гражданских прав; 2. Порядок подачи искового заявления; 3. Обжалование и пересмотр судебных решений; 4. Подведомственность и подсудность; | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 16. Правовые основы защиты государственной и коммерческой тайны | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Понятие тайны и их виды. 2. Характеристика государственной, служебной и коммерческой тайн. 3. Ответственность лиц за разглашение тайны. | ||
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку | Нормативное регулирование и порядок определение государственной и коммерческой тайны. | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам | 1. Понятие защиты государственной, служебной и коммерческой тайны; 2. Государственная тайна: понятие, нормативное регулирование, отнесение к данному виду, система защиты, порядок засекречивания и рассекречивание, ответственность за ее разглашение; 3. Служебная и коммерческая тайна: понятие и их отличие, отнесение к определенному виду тайны, ответственность за ее разглашение | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 17. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Понятие налогового контроля; 2. Виды налогового контроля; 3. Налоговое правонарушение 4. Ответственность за налоговое правонарушение | ||
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку | Налоговое регулирование предпринимательской деятельности | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам | 1. Понятие налогового контроля; 2. Виды налогового контроля; 3. Налоговое правонарушение; 4. Ответственность за налоговое правонарушение | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 18. Правовые основы денежного обращения и расчетов | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Денежная система и ее элементы. 2. Правовое регулирование денежного обращения. 3. Эмиссия денег 4. Наличные и безналичные расчеты | ||
2. Заслушать доклад и содокладчика, дав им оценку | Роль и значение Центрального банка РФ в валютном регулировании | ||
3. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам | 1. Денежная система и ее элементы. 2. Правовое регулирование денежного обращения. 3. Эмиссия денег. 4. Наличные и безналичные расчеты. | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Тема 19. Правовые основы валютного регулирования | |||
1. Проверить наличие. Довести о сновные вопросы темы (план занятия) | 1. Нормативное регулирования валютного регулирования и валютного контроля; 2. Понятие валютного регулирования; 3. Элементы валютного регулирования; 4. Валютный контроль: понятие, органы контроля | ||
2. Вопросы для обсуждения: Задавать вопросы, слушать ответы, уточнять, подводить итоги по вопросам | 1. Нормативное регулирования валютного регулирования и валютного контроля; 2. Понятие валютного регулирования; 3. Элементы валютного регулирования; | ||
3. Провести тестирование по 3 модулю (разделу) – письменно | Приложение № 3. Для преподавателя, отдельно. | ||
4. Подвести итоги. Поставить задачи. Ответить на вопросы. | |||
Примечание
Для докладчика 10 мин., содокладчика 5 мин.