Являясь наиболее крупной международной ассоциацией информационных сетей, сеть Интернет обеспечивает поддержку предоставления функционирующими в сети службами широкого спектра услуг для огромного числа пользователей. Среди популярных услуг предоставление различного рода докуменов, распространение программ, текстов книг, иллюстраций, электронная почта, служба новостей и многое другое. Технологии сети широко используются в образовательных и научных целях, в реализации бизнеса. Сеть Интернет является основой организации корпоративных VPN-сетей.
Развитие сети Интернет способствовало появлению совершенно новых информационных технологий. Так, еще в 1995 г. на основе Интернета был создан первый виртуальный банк SFNB, у которого отсутствует адрес в привычном понимании этого слова. Создание подобного банка требует меньших затрат, чем развертывание терри- ториально-распределенной сети филиалов и представительств обычного банка (практически не требуются площади, резко уменьшается штат сотрудников и др.). Находящиеся в различных странах клиенты могут Через сетевой электронный адрес в любое время суток работать со свойми счетами (уточнять их фактическое состояние, проверять правильность перевода денег, осуществлять платежи и др.), за исключением внесения и получения денег через кассу.
|
|
В органах государственного управления России сформировалась концепция «Электронное правительство» (учитывающая потенциальные возможности интернет-технологий), нацеленная на автоматизацию всей совокупности управленческих процессов в стране с созданием общегосударственной распределенной системы, реализующей весь комплекс задач по управлению движением документов и процессами их обработки.
Для большинства пользователей Интернет представляется в виде совокупности серверов, поддерживающих функционирование различных служб. Наиболее общая классификация Web-служб включает в себя следующие группы.
• Службы (consumer oriented), ориентированные на предоставление пользователям доступа к информации и передачу с пользовательских рабочих мест небольших объемов информации.
• Службы (business oriented), обеспечивающие поддержку бизнес-процессов.
• Службы (system oriented), реализующие системные функции (оценку производительности системы, мониторинг безопасности и др.).
• Службы (device oriented), обеспечивающие доступ к устройствам.
Две последние группы служб в большей степени ориентированы
на категории специалистов, связанных с обслуживаем самих серверов.
Современным методом доступа пользователей в корпоративную сеть является наличие в ее структуре единого информационного портала. Целями внедрения порталов являются: организация эффективного централизованного управления информационными ресурсами; повышение эффективности поиска требуемых ресурсов; минимизация затрат на внедрение новых информационных услуг; обеспечение совместимости с приложениями различной тематической направленности; реализация единой процедуры авторизации для доступа к различным ресурсам. Порталы подразделяются на четыре класса: порталы для групповой деятельности, информационные Web-сайты с возможностью доступа к внутренним приложениям компании, интеграционные порталы на основе серверов приложений и Web- системы для работы с информационными потоками на базе технологии text mining. Например, информационные порталы используются для предоставления внешним посетителям информации об организации и поддерживаются отделами маркетинга или внешними рекламными агентствами. Такие порталы становятся «визитными карточками», по которым потенциальные клиенты судят о работе организации в целом.
|
|
Развитием информационных порталов стало создание мульти- порталов, обеспечивающих наиболее комфортную среду для работы с информацией. Характерным примером является мультипортал KM.ru — наиболее информативное электронное издание в российском сегменте сети Интернет. Мультипортал формируется из более чем 20 тематических порталов, включая порталы KMmnews.ru (новости), Vschool.ru (виртуальная школа Кирилла и Мефодия), Mega- book.ru (крупнейший русскоязычный энциклопедический ресурс), Shopping.ru (торговля) и др.
Групповые порталы предназначены для узкого круга служащих, активно работающих с документами, электронной почтой и БД. Порталы такого типа, по сути, являются наборами базового инструментария, обеспечивающего работу с документами, на основе которых внутренние пользователи решают свои функциональные задачи. Как правило, они представляют собой модернизированные серверы почтовых приложений, используемые для проведения сетевых совещаний и для управления документооборотом через Web. К ним относятся Lotus Domino и продукты серии SharePoint.
Интеграционные порталы представляют собой крупные серверы приложений, снабженные средствами компоновки Web-интерфейсов. Они являются эффективным средством для крупных компаний, у которых уже есть несколько разрозненных информационных систем, претендующих на интеграцию посредством сети Интернет. Интеграционные порталы обеспечивают уникальные возможности для создания программных продуктов из совокупностей элементов различных приложений. Примером является Oracle Portal Server (Vignette).
Порталы знаний ориентированы на интеграцию не приложения, а информационных потоков с целью поиска (обнаружения) информации, рассредоточенной по различным источникам и представленной в слабо структурированной форме (не в виде БД), с использованием технологии text mining (дословно — «раскопки текстов»), В них применяется математический аппарат нечетких множеств или нейронных сетей. Порталы знаний используются информационными агентствами, инвестиционными компаниями, центрами анализа финансовой информации, службами маркетинга крупных компаний и др. Порталами знаний являются решения компании Autonomy и разработки российской фирмы «НейрОК».