Существуют различные взгляды на проблему власти. Согласно М. Веберу, власть — это возможность для кого-либо осуществлять свою волю в преследовании целей действия в рамках социальных отношений, не считаясь с оказываемым сопротивлением. Схожим образом М. Вебер определял «господство как вероятность того, что тот или иной приказ встретит повиновение у данной группы людей». В соответствии с этим определением:
1) власть осуществляется индивидами и вследствие этого предполагает выбор, деятельность и намерение; 2) идея власти связана с представлением о деятельности, т. е. о достижении индивидом желаемых целей; 3) власть осуществляется по отношению к другим индивидам и может быть связана с сопротивлением и конфликтами; 4) власть подразумевает наличие различий в интересах между теми, кто обладает ею, и теми, кто ее лишен; 5) власть негативна, она приводит к депривации и ограничению деятельности подчиненных. М. Вебер утверждал, что власть приобретает качества господства тогда, когда ее осуществление полагается народом как легитимное. В марксистской социологии власть рассматривается как структурное отношение, существующее независимо от воли индивидов.
|
|
Представления о деятельности и намерениях не являются существенными для такого 150
определения, поскольку существование власти рассматривается как следствие классовой структуры общества.
В американской социологии власть не рассматривалась как нечто, с необходимостью предполагающее конфликт и принуждение. Т. Парсонс определяет власть как позитивную социальную способность к достижению целей сообщества; таким образом, власть представляется по аналогии с деньгами в экономике как обобщенная способность обеспечивать достижение общих целей социальной системы. Однако, с этой точки зрения, трудно провести различие между властью и влиянием. Действительно, Р. Дал (1916—1991) определяет «власть», «авторитет» и «влияние» как «условия влияния», которое определяется как способность одного индивида изменять поведение другого. Таким образом, власть рассматривается скорее как нечто широко рассеянное во всем обществе, а не сконцентрированное в рамках правящей элиты. При этом считается, что политическая система является открытой и плюралистической, предоставляя возможность всем членам сообщества в определенной степени принимать участие в политическом процессе.
Дал Роалд — английский прозаик, удивительный рассказчик, подлинный мастер английской интриги.
Труды: «Никогда не знаешь, что произойдет в конце», 2005; «Best of R Dahl. Twenty wickedly anarchic tales from the master of the unpredictable chosen from his bestsellers “Over to You”, “Someone Like You”, “Kiss Kiss”, and “Switch Blade”», 1997.
|
|
Общепринятым является проведение различий между плюралистическим, марксистским и веберовским подходами к проблеме власти. Предполагается, что плюралистические теории рассматривают власть как нечто рассеянное в пространстве всей политической системы, тогда как согласно марксистской социологии власть сконцентрирована в пределах правящего класса. М. Вебер же подчеркивал значение силы и определял государство в качестве института, обладающего монополией на ее применение. Тем не менее, данные различия являются упрощенными.
Все попытки как-то определить власть подтверждают проблематичность соотношения понятий деятельности и структуры в социологии. Существующие определения оказываются также неспособными соотносить противоречивые взгляды на власть, с одной стороны, как на нечто репрессивное и принудительное, с другой — как на нечто созидающее и предоставляющее определенные возможности. Понятие власти остается спорным.