Социологические концепции власти

Существуют различные взгляды на проблему власти. Согласно М. Веберу, власть — это возможность для кого-либо осуществлять свою волю в преследовании целей действия в рамках социальных отношений, не считаясь с оказываемым сопротивлением. Схожим образом М. Вебер определял «господство как вероятность того, что тот или иной приказ встретит повиновение у данной группы людей». В соответствии с этим определением:

1) власть осуществляется индивидами и вследствие этого предполагает выбор, деятельность и намерение; 2) идея власти связана с представлением о деятельности, т. е. о достижении индивидом желаемых целей; 3) власть осуществляется по отношению к другим индивидам и может быть связана с сопротивлением и конфликтами; 4) власть подразумевает наличие различий в интересах между теми, кто обладает ею, и теми, кто ее лишен; 5) власть негативна, она приводит к депривации и ограничению деятельности подчиненных. М. Вебер утверждал, что власть приобретает качества господства тогда, когда ее осуществление полагается народом как легитимное. В марксистской социологии власть рассматривается как структурное отношение, существующее независимо от воли индивидов.

Представления о деятельности и намерениях не являются существенными для такого 150

определения, поскольку существование власти рассматривается как следствие классовой структуры общества.

В американской социологии власть не рассматривалась как нечто, с необходимостью предполагающее конфликт и принуждение. Т. Парсонс определяет власть как позитивную социальную способность к достижению целей сообщества; таким образом, власть представляется по аналогии с деньгами в экономике как обобщенная способность обеспечивать достижение общих целей социальной системы. Однако, с этой точки зрения, трудно провести различие между властью и влиянием. Действительно, Р. Дал (1916—1991) определяет «власть», «авторитет» и «влияние» как «условия влияния», которое определяется как способность одного индивида изменять поведение другого. Таким образом, власть рассматривается скорее как нечто широко рассеянное во всем обществе, а не сконцентрированное в рамках правящей элиты. При этом считается, что политическая система является открытой и плюралистической, предоставляя возможность всем членам сообщества в определенной степени принимать участие в политическом процессе.

Дал Роалд — английский прозаик, удивительный рассказчик, подлинный мастер английской интриги.

Труды: «Никогда не знаешь, что произойдет в конце», 2005; «Best of R Dahl. Twenty wickedly anarchic tales from the master of the unpredictable chosen from his bestsellers “Over to You”, “Someone Like You”, “Kiss Kiss”, and “Switch Blade”», 1997.

Общепринятым является проведение различий между плюралистическим, марксистским и веберовским подходами к проблеме власти. Предполагается, что плюралистические теории рассматривают власть как нечто рассеянное в пространстве всей политической системы, тогда как согласно марксистской социологии власть сконцентрирована в пределах правящего класса. М. Вебер же подчеркивал значение силы и определял государство в качестве института, обладающего монополией на ее применение. Тем не менее, данные различия являются упрощенными.

Все попытки как-то определить власть подтверждают проблематичность соотношения понятий деятельности и структуры в социологии. Существующие определения оказываются также неспособными соотносить противоречивые взгляды на власть, с одной стороны, как на нечто репрессивное и принудительное, с другой — как на нечто созидающее и предоставляющее определенные возможности. Понятие власти остается спорным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: