Тема: психология детей с синдромом РДА

ПЛАН:

В. 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ С ИСКАЖЁННЫМ

ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ.

В. 2. ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РДА.

В. 3 СТРУКТУРА ДЕФЕКТА РДА.

В. 4. ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РДА.

В. 5. КЛАССИФИКАЦИЯ СОСТОЯНИЙ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ.

В. 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ
С РДА

ИСКАЖЁННОЕ РАЗВИТИЕ - это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.

Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является - РДА. АУТИЗМ (от лат. слова «autos» сам, т.е. отрыв от реальности, отгороженность от мира.

По классификации ДСМ – IV (как и в МКБ – 10), аутизм определён в категорию под названием «Первазивные нарушения развития», между категориями «умственная отсталость» и «специфические нарушения в развитии».

Можно сказать, что при «умственной отсталости» развитие замедляется. Человек, страдающий умственной отсталостью, развивается в тех же направлениях, но медленнее и с некоторым своеобразием. Его психический возраст всегда ниже, чем его хронологический возраст.

При «специфических нарушениях в развитии» - мы наблюдаем замедленное или неправильное развитие, которое касается только одного конкретного навыка. Например, человек, человек, страдающий дислексией, имеет одну невероятную трудность в обучении. Несмотря на нормальный интеллект, научиться читать для такого человека чрезвычайно сложно.

В тех случаях, когда имеются «КАЧЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ» в нескольких областях, мы говорим о «первазивном нарушении развития». В классификациях такое первазивное нарушение развития, как АУТИЗМ, располагается между умственной отсталостью и трудностями в обучении. Чтобы помочь таким людям, необходимо понимать, что они не только отстают в развитии, но и отличаются во многих других отношениях. Самым важным признаком ГРУППЫ ПЕРВАЗИВНЫХ НАРУШЕНИЙ - является то, что при этих нарушениях доминирующими являются трудности, связанные с приобретением когнитивных, речевых, моторных и социальных навыков».

Если мы говорим, что аутичные люди имеют отличный от нас когнитивный процесс, мы, в сущности, хотим сказать, что их мозг обрабатывает информацию по-другому. Они слышат, чувствуют и видят, но их мозг выбирает совсем другой путь для обработки этой информации (именно поэтому DSM – IV предлагает определение аутизма как «качественное нарушение коммуникации и социального взаимодействия»).

ТЕРМИН «КАЧЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ» - подразумевает, что такие нарушения могли быть вызваны не только одним замедленным развитием (как в случае умственной отсталости) или вторичным нарушением (сенсорным или моторным), а ещё чем-то, что привело к этим нарушениям. Человек, у которого имеется первазивное нарушение развития, также может быть и умственно отсталым, но это совсем другая проблема, существующая независимо от первазивного нарушения развития. Термин «первазивное нарушение» указывает на то, что нарушено что-то глубоко внутри и что это затрагивает человека в целом. Именно так можно сказать о людях, страдающих аутизмом. Поэтому ярлык «АУТИСТ» не самое лучшее определение для этого состояния, т.к. имеет довольно ограниченное значение - «обращённый в себя», или «сдержанный». Истинная проблема таких людей намного шире, и это не просто уход от социального взаимодействия.

АУТИЗМ - это нарушение развития, первазивное нарушение, а не форма психического заболевания.

Очень важно, что в настоящее время аутизм больше уже не относят в одну категорию с психическими заболеваниями, как это было прежде. В 1970 году стал издаваться самый важный профессиональный международный журнал по аутизму. Первоначально журнал назывался «Аутизм и детская шизофрения». Позднее журнал получил новое название «Аутизм и нарушения в развитии». С тех пор, по мнению большинства исследователей, изучению связи между аутизмом и психическими заболеваниями придаётся всё меньшее значение. Будущие исследования следует вести в направлении сравнения аутизма и других нарушений в развитии.

Термин «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ» подразумевает, что для лечения в первую очередь следует обратиться к психиатру; и только когда психиатрическая помощь окажется в достаточной степени успешной, начинают уделять внимание специальным видам воспитания и образования.

В случае, когда мы имеем дело с первазивными нарушениями в развитии, главный приоритет при оказании помощи принадлежит СПЕЦИАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. В некоторых случаях также может быть необходимо и психиатрическое лечение.

Другим важным отличием первазивного нарушения в развитии от психического заболевания является конечная цель, которую ставят перед собой специалисты при оказании помощи. Психически больной пациент когда-то был «нормальным», поэтому цель лечения - снова сделать его «нормальным». В случае аутизма мы вынуждены признать, что данное нарушение развития является постоянным. Следовательно, цель лечения в том, чтобы развить возможности человека в рамках имеющихся параметров, другими словами - подготовить ребёнка к взрослой жизни так, чтобы он или она смогли (насколько это возможно) функционировать в обществе (оставаясь при этом под постоянной защитой профессионалов).

Мы должны дать ребёнку, страдающему аутизмом, «средство» для его развития. Если ребёнок не может использовать слова для общения, это ещё не означает, что он не хочет развиваться. Но это означает, что слова для него в настоящий момент слишком трудны.

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ: разработка системы комплексного психологического сопровождения детей и подростков, испытывающих трудности адаптации и социализации вследствие нарушений в эмоционально-личностной сфере.

Эффективное обучение, воспитание и социальная адаптация детей с аутизмом достигается посредством индивидуального психолого-педагогического медико-социального сопровождения на основе вариативности методических подходов и учебных программ, реализуемых преемственно и последовательно на протяжении дошкольного и школьного возраста в условиях интегрированных групп (классов) при соучастии родителей в реабилитационном процессе.

ЗАДАЧИ:

1. разработка принципов и методов раннего выявления РДА;

2. вопросы дифференциальной диагностики, различение от сходных состояний;

3. разработка принципов и методов психологической коррекции;

4. разработка психологических основ устранения дисбаланса между процессами обучения и развития детей с РДА.

АУТИЗМ как первазивное (общее) расстройство психологического развития (Международная классификация болезней 10 пересмотра: МКБ – 10, 1992) представляет собой сложную многокомпонентную проблему для специалистов разного профиля: психологов, педагогов, врачей, генетиков, биохимиков, социальных работников. Несмотря на то, что однозначной трактовки этиологии и патогенеза этого расстройства нет, в клинико-психологической структуре нарушений при аутизме можно выделить ряд ЯДЕРНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ, учёт которых крайне необходим при организации учебно-воспитательной и коррекционной работы:

1) нарушение общения;

2) нарушение социального и эмоционального

взаимодействия;

3) нарушение воображения;

4) нарушение поведения;

5) нарушение речи;

6) нарушение когнитивных процессов.

При этом вне зависимости от уровня умственного развития ребёнка с аутизмом, отчётливо наблюдается НЕРАВНОМЕРНЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ.

Изучение аутистического расстройства отечественными специалистами в рамках ТЕОРИИ АУТИЗМА как ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ПАТОЛОГИИ восходит к известному положению Л.С.Выготского о ПЕРВИЧНЫХ и ВТОРИЧНЫХ нарушениях развития.

В.В.Лебединский, К.С.Лебединская, О.С.Никольская при аутизме к ПЕРВИЧНЫМ РАССТРОЙСТВАМ относят: СЕНСОАФФЕКТИВНУЮ ГИПЕРОСТЕЗИЮ и СЛАБОСТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА; К ВТОРИЧНЫМ - сам АУТИЗМ, как уход от окружающего мира, ранящего интенсивностью своих раздражителей, а также стереотипии, сверценные интересы, фантазии, расторможенность влечений - как псевдокомпенсаторные аутостимуляторные образования, возникающие в условиях самоизоляции, восполняющие дефицит ощущений и впечатлений из вне, но этим закрепляющие аутистический барьер.

Частота встречаемости аутизма - 4 – 5 случаев на 10 000 детей (или в 0,04 – 0,05 %) в возрасте от 12 до 15 лет. Согласно данным Т.Питерса (1999) распространённость аутистических расстройств достигает 20 на 10 000 детей. В действительности количество аутистических детей больше, т.к. стёртые формы аутизма, деформирующие личность и представляющие серьёзную психолого-педагогическую проблему, остаются неучтёнными. Кроме того, нет известных данных о распространённости аутизма среди взрослых.

В настоящее время существует много подходов к проблеме РДА, и, чтобы лучше понять эти подходы, необходимо обратиться к истории проблемы РДА в зарубежной и отечественной науке. БАШИНА В.М. выделяет 4 –РЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПА В СТАНОВЛЕНИИ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ:

1 ЭТАП - ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД - кон. 19 - нач. 20 вв. - характеризуется отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству.

Считается, что первым специалистом, обратившим серьёзное внимание на очень маленьких детей с тяжёлыми психическими расстройствами, включающими выраженные отклонения, задержку и расстройство процесса развития, был психиатр Н. Маудслей (1867), рассматривающий такие расстройства как «психозы»

2 ЭТАП - ДОКАННЕРОВСКИЙ ПЕРИОД - 20 – 40 гг 20 века - постановка вопроса о возможности выявления у детей так называемой ШИЗОИДИИ.

Е.Крепелин в ряду психопатий выделял группу пациентов со странностями в поведении и мышлении.

Е.Блейлер (а затем Л. Каннер) (1920) вводит термин «АУТИЗМ» для психопатологического феномена «оторванности ассоциаций от данных опыта, игнорирования действительных отношений», считая его одним из симптомов шизофрении, но допуская, что состояния, похожие на аутизм, могут наблюдаться не только при патологии шизофренического круга.

В 1931 году В.П.Осипов определял АУТИЗМ как «разобщённость больных с внешним миром».

В.А.Гиляровский (1938) писал об АУТИЗМЕ как о «своеобразном нарушении сознания своего «Я» и всей личности с нарушением нормальных установок к окружающему», подчёркивая также замкнутость и отчуждённость от всего остального.

3 ЭТАП - КАННЕРОВСКИЙ - с 1943 - 70-е годы 20 века - ознаменован выходом в свет кардинальных работ по аутизму, а также изучение клинико-психологических вариантов аутистического расстройства.

Американский детский психиатр Л. Каннер (1943) впервые дал отчётливое описание синдрома «инфантильного аутизма», наблюдавшегося в раннем детском возрасте. Он описал детей, обнаруживающих» крайне аутистическое одиночество», неспособность настраиваться на адекватное поведение и задержку или отклонение развития языка с эхолалией и неправильным употреблением местоимений, монотонное повторение шума или слов, отличную механическую память, ограниченный диапазон спонтанной активности, стереотипии, «тревожное навязчивое желание поддерживать всё в неизменном виде», «страх перед изменением и незаконченностью» и патологические отношения с другими людьми, а также предпочтение общению с картинами и неодушевлёнными объектами.

Независимо от него Австрийский психиатр Х. Аспергер (1944) описал близкое состояние у детей, назвав его АУТИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОПАТИЕЙ.

Л. Каннер предположил, что этот синдром более часто встречается у людей, чем это предполагалось ранее, и что его ошибочно рассматривали как умственную отсталость или детскую шизофрению.

Им были разработаны 5-ть основных критериев. В 1956 г., имея в расположении уже более обширные наблюденияЛ. Каннер обозначил пункты 1 и 2 как главные, а от пунктов 4 и 5 как от основных отказался:

1) глубокое нарушение контакта с другими людьми;

2) навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам активности;

3) поглощённость вращающимися или вращаемыми объектами;

4) мутизм или не направленная на межличностную коммуникацию речь;

5) высокий когнитивный потенциал.

В дальнейшем АУТИЗМ РАССМАТРИВАЛСЯ:

· как особое конституциональное состояние (Римланд, 1964, Башина В.М., 1974);

· как аутистическое состояние, возникающее у ребёнка после приступа шизофрении (Вроно М.Ш., 1975);

· как органическая патология (В. Кревелин, 1952, Мнухин С.С., 1967);

· как нарушение адаптационных механизмов незрелой личности (Ниссен, 1971);

· как состояние, при фенилпировиноградной олигофрении, синдроме Ретта и др.

4 ЭТАП - ПОСЛЕКАННЕРОВСКИЙ ПЕРИОД (80 – 90-е годы 20 века)

- характеризуется существенным отходом от позиции взглядов самого Каннера на РДА. РДА - стал рассматриваться как неспицефический синдром разного происхождения.

К НАСТОЯЩЕМУ времени сложилось представление о 2-х ТИПАХ АУТИЗМА:

1) КЛАССИЧЕСКОМ АУТИЗМЕ КАННЕРА;

2) ВАРИАНТ АУТИЗМА, В КОТОРЫЙ ВХОДЯТ АУТИСТИЧЕСКИЕ

СОСТОЯНИЯ РАЗНОГО ГЕНЕЗА, среди которых можно выделить:

А) ТИПИЧНЫЙ и Б) АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ.

Новый подход к аутизму в специальном образовании показал, что аутичные дети очень отличаются от других детей и поэтому нуждаются в особом подходе. Традиционное «специальное образование» оказалось недос-таточно специальным для них. Первазивные нарушения развития требуют специальных условий для аутичных людей на протяжении всей их жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: