В 2. Особенности развития познавательной

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЦП

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. МЕХАНИЗМ ЭТИХ НАРУШЕНИЙ сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э.С. Калижнюк, Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко и др.).

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. (Но не существует чёткой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений). Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

Темпы развития познавательной деятельности у разных детей значительно варьируются. Интересны данные Э.С. Калижнюк и О.Л. Раменской о том, что у недоношенных детей с ДЦП больше шансов на успешное развитие, чем у доношенных. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является ЗПР, связанная как с ранним поражением мозга, так и с условиями жизни. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На 1-й план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности - абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего, гностических функций. Тяжёлая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: