Дисциплинарные беседы, совещания)
Вербальное общение в деловых отношениях реализуется:
- в деловых беседах;
- деловых переговорах;
- совещаниях;
- телефонных разговорах;
- деловой переписке.
Деловые беседы – целенаправленная коммуникативная деятельность с заранее планируемым результатом и эффектом. Деловая беседа направлена на достижение определенных задач, решение различных производственных вопросов, связана с необходимостью делать выводы и заключения на основе анализа полученных данных; позволяет выработать соответствующие решения и реализовать их.
Характеристика беседы:
1. Эффект обратной связи: возможность реагировать на высказывания друг друга;
2. Дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели, точки зрения партнеров;
3. Быстрое реагирование на высказывание партнера, способствующее достижению поставленной цели;
4. Повышение компетентности руководителя за счет учета, критической проверки и оценки мнений, предложений, идей, выражений, критических замечаний партнера;
|
|
5. Общность всех участников беседы, что влияет на формирование личных качеств партнеров и укрепление коллектива;
6. Ощущение собственной значимости, повышения компетентности партнеров в результате разбора других точек зрения по данной проблеме.
Для рациональной организации деловой беседы необходимо (приемы):
1. повторение темы беседы при смене или изменении аспектов рассматриваемой проблемы;
2. использование разбивки проблемы на ряд факторов: во-первых…, во-вторых…, в-третьих…
3. дословное или смысловое повторение важных моментов беседы и излагаемого материала.
4. Постановка вопросов об условиях, причинах наступившего затруднения, о возможных последствиях, выводимых в целях стимулирования мышления собеседника;
5. Подведение общих, промежуточных итогов в результате совместного обсуждения соответствующей проблемы.
Успех беседы зависит:
- от убедительности, понятности, точности изложения;
- - от умения создавать откровенную, конструктивно-критическую атмосферу общения.
Планируя кадровую беседу, можно наметить план:
- каков повод для беседы, тема, цель.
- Какие организационные задачи необходимо решить;
- Особенности психологического портрета собеседника;
- Какие контраргументы может выдвинуть собеседник;
- Какие варианты решения проблемы можно предложить, если он выразит согласие, несогласие, предубеждение, протест.