Постановка вопросов и формулирование ответов

Выступления всегда связаны с вопросами, которые возникают в результате его обсуждения. Вопросы задаются с целью получения ответов, уточняющих определенную информацию.

Под вопросом понимается запрос, направленный на развитие, уточнение, дополнение знания, выраженный в форме вопросительного предложения.

Вопросы, которые возникают в процессе дискуссии, бывают различного типа. Одни из них задаются для выяснения исходной позиции соперника, уточнения сути его концепции. Другие – чтобы привлечь дополнительные аргументы для обоснования выдвинутого положения. Третьи – с целью проверки компетентности оппонента и т.д. Следовательно, вопросы используются как для выявления проблем, так и для их решения.

Вопрос включает следующее:

♦ содержание предмета вопроса. Это некоторая информация об объекте (предмете), о свойствах, связях и отношениях, содержащаяся в вопросе. Содержание вопроса задает множество альтернатив, из которых необходимо произвести выбор, чтобы получить ответ, т.е. в вопросе обозначено, хотя и неопределенно, искомое.

♦ смысл вопроса. Смысл вопроса связан с областью поиска ответа. В нем содержится некоторое знание в виде предпосылок.

♦ объем вопроса. Это класс возможных ответов об известном предмете, из которых ответ выделяет конкретный элемент или несколько элементов.

Все разнообразие вопросов можно разделить на два класса:

1. Уточняющие (ли-вопросы: так ли, верно ли).

2. Восполняющие (что-вопросы: что, кто, когда, как).

По составу вопросы обоих классов могут быть простыми или сложными.

Простой вопрос не включает других вопросов. Сложный вопрос включает ряд вопросов, объединенных логическими связками.

Обязательными требованиями к постановке вопросов являются следующие:

♦ логическая последовательность их постановки (для различных уточнений);

♦ связь с предметом обсуждения;

♦ четкость;

♦ краткость и ясность;

♦ определенность;

♦ недвусмысленность.

Правильно поставленный вопрос – это вопрос, базой которого является истинное и непротиворечивое знание.

Неправильно (некорректно) поставленный вопрос имеет ложный или противоречивый базис, т.е. вопрос, который умышленно ставится, чтобы запутать отвечающего. Не имея базисного проблемного знания, некорректно задавать конкретные вопросы по существу проблемы.

Качество ответа во многом определяется качеством вопроса. "Уметь правильно задать вопрос – есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности" (Иммануил Кант). Поэтому вопросы важнее ответов, ибо ответ может быть ошибочным, вопрос всегда абсолютен. Только на точный и определенный вопрос может быть дан точный и определенный ответ. Говоря о точности и определенности, имеют ввиду логическую (понятийно-структурную) характеристику вопроса – ответа. Это точность употребляемых понятий, точность вопросительных слов, рациональное использование сложных вопросов.

Принцип правильного построения ответа заключается в том, что необходимо сначала дать ответы на вопросы самого низкого (последнего) уровня сведения и на основе этих ответов дать ответы на вопросы более высоких уровней вплоть до ответа на исходный вопрос. Такой ответ будет логически правильным. Иной ход ответа на вопрос будет логически неполноценным и фактически неоднозначным.

Различают следующие виды вопросов:

♦ по существу поставленного вопроса и не по существу;

♦ истинные и ложные;

♦ прямые и косвенные;

♦ краткие и развернутые;

♦ полные и неполные.

29. Диалектика и психология спора: принципы, правила, требования.

Процесс аргументации и доказательства должен быть определенным образом организован. Эти способы имеют различные формы: публичная речь, научная публикация, дискуссия, полемика, спор и т.п. Все эти разновидности имеют аналоговую природу. Наиболее острой и напряженной формой является спор. Спор возникает из-за несогласия с каким-либо утверждением.

Спор – это столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны.

Условиями позитивного результата спора являются:

♦ правильно поставленная цель;

♦ четко определенный предмет спора;

♦ необходимый уровень компетентности в обсуждаемых вопросах;

♦ обладание навыками диалогового развития мысли (так как спор – это диалог).

Структурными элементами спора являются те же: тезис > аргументы > демонстрация.

Тезис (обсуждаемое положение) должен быть предельно ясным, недвусмысленным, так как он является исходным пунктом спора, его ядром. Аргументы – это те положения, которые используются для обоснования истинности тезиса. Демонстрация – логическое рассуждение, которое выводит истинность или ложность тезиса. Она должна быть под контролем, так как движение мысли от аргументов к тезису может обернуться получением выводов следующих типов:

♦ истинных;

♦ ложных;

♦ вероятностных.

Общей целью спора является признание одной точки зрения, отличающейся полностью или частично от другой. Вместе с тем в каждом конкретном споре преследуется своя цель. Поэтому в зависимости от конкретных целей споров можно выделить следующие виды:

♦ спор ради истины. Это высшая форма спора;

♦ спор для убеждения противника в истине;

♦ спор ради победы;

♦ спор ради спора;

♦ спор – упражнение.

Научные споры можно разделить на следующие три большие группы:

♦ для поиска истины;

♦ для ее умышленного искажения или отвержения;

♦ с целью установления приоритета в открытии.

К научным спорам предъявляются следующие требования;

♦ не приписывать своему противнику каких-либо иных положений, кроме тех, которые он защищает;

♦ нельзя замалчивать или обходить аргументы противника, особенно основные, наиболее веские;

♦ необходимо тщательно проверять достоверность своих доводов, избегать предвзятости и искусственности в их подборе;

♦ не использовать теоретически не осмысленные факты.

Поиск истины в споре должен быть направлен на обоснование эффективности научных исследований, но споры в науке не всегда ведутся для поиска истины.

Основными правилами поведения в споре являются:

♦ вникнуть в суть высказываний собеседников (понять их точку зрения, обстоятельства, заранее изучить и т.д.);

♦ создать благоприятную атмосферу (улыбаться, начинать с согласия, с "да" и т.д.);

♦ не унижать другого (не задевать самолюбия, не обвинять, не прерывать, не высказывать недоверия);

♦ возвышать соперника (оказывать доверие, слушать, проявлять к нему интерес и т.д.).

Спор – сложное явление и самая неподходящая форма общения собеседников. Как правило, это экспрессивное столкновение двух сторон, когда обе стремятся во что бы то ни стало добиться торжества своего мнения. В спор можно вступать, будучи подготовленным к нему. Для этого необходимо знать некоторые приемы ведения спора. Они следующие:

♦ эффектное сравнение;

♦ убийственный аргумент (контрдовод или факт, которые наносят непоправимый удар по тезису противника);

♦ контрвопрос (уход от высказывания по существу);

♦ ловить на слове (указать собеседнику на то, что он не принимает мысль, которую сам же предлагает);

♦ возвратный удар (бумеранг);

♦ гневная отповедь (возражение в резкой, порой агрессивной форме);

♦ контрпример;

♦ ирония (тонкая, скрытая насмешка. Она подразделяется на добродушную, грустную, злую, едкую и т.д.).

Таким образом, к спору необходимо подготовиться. В процессе подготовки следует обратить внимание на следующее:

♦ оценить собеседника по характеру, мотивам, интересам;

♦ иметь наготове средства нейтрализации некорректных действий собеседника;

♦ не падать духом от обнаружившихся ошибок;

♦ быть общительным, не избегать разговора с умными людьми (осведомленными).

♦ реагировать на вопросы и замечания со знанием дела. Собеседник без замечаний – это оппонент без собственного мнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: