Трагическое и комическое

Трагическое и комическое в большей мере представляют отношения людей, жизненных позиций и судеб.

Трагическое – категория эстетики. отражающая острейшие жизненные противоречия (коллизии), ситуации и обстоятельства, развертывающиеся в процессе взаимодействия свободы и необходимости и сопровождающиеся человеческими страданиями, смертью и гибелью важных для жизни ценностей.

Трагическое родственно прекрасному и возвышенному в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющееся как в свободных действиях, так и в страданиях, которые сопровождают эти действия в их столкновении с силами необходимости.

Свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает его именно там, где он пытался преодолеть ее или уйти от нее.

В античную эпоху, когда личное начало находилось на низком уровне развития, трагическое описывалось через взаимодействие личности и судьбы (Мойры). Судьба трактовалась как безличная сила, господствующая в природе и обществе. Мойры определяют жизнедеятельность человека, но через его свободное действие, осуществляющее конкретные эпизоды этой предзаданной канвы. Герой не может изменить судьбу, но он не пассивно воспринимает все происходящее, он активно противостоит ей, тем самым проявляя свою свободу.

В средние века доминировал мотив подчинения воли человека воле Бога и обещание восстановления справедливости в иной жизни, в Царстве Божьем. Принцип трагедии лежит в коллизии между земным и небесным началом.

В Новое время, когда личное начало получило всестороннее развитие, источником трагедии является сам субъект, глубины его внутреннего мира и обусловленные ими действия. Например, герои трагедий Шекспира.

Гегель видел источник трагедии в самораздвоении нравственной субстанции как области воли и свершения. В своей трагедии человек Нового времени виновен сам в постигших его ужасах и страданиях. Однако гибель сталкивающихся сил восстанавливает нарушенное равновесие на ином более высоком уровне и тем самым, по Гегелю, движет вперед универсальную субстанцию, способствую историческому саморазвитию духа. Поэтому для Гегеля цвет трагедии – белый: трагическое оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис), призывая их на борьбу со злом.

Главная задача трагедийного произведения – утверждение человеческого достоинства, расширение возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее сильных и активных, одухотворенных высокими идеалами.

Противоположностью трагического в жизни и искусстве выступает комическое.

Комическое (< греч. komikos – веселый, смешной) – категория эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического к ним отношения с позиции эстетического идеала.

Сущность комического в противоречии. Комизм ситуации чаще всего проявляется как результат контраста, противостояния безобразного – прекрасному (Аристотель), ничтожного – возвышенному (И. Кант), нелепого – рассудительному (А. Шопенгауэр), ложного, мнимого – основательно значительному, прочному и истинному (Гегель) и т.д. Следовательно, во всяком комическом противоречии действуют два противоположных начала, первое из которых кажется положительным и привлекает к себе внимание, но на деле оборачивается отрицательным свойством.

Комедийное, как правило, вызывает смех. В комедийном смехе заложено глубокое критическое начало. Но смех не действует как слепое беспощадное отрицание, т.е. разрушение. Он стремится искоренить недостатки, разрушить существенную несправедливость, создать новую систему отношений. По этому поводу К.Маркс отметил, что «смеясь, человечество расстается с прошлым».

На базе комического в жизни и искусстве сформировалась обширная смеховая культура.

Для смеховой культуры мифа характерны смешения, смещения, смены, подмены, путаницы, которые разворачиваются в оппозиции: хаос – космос. Смеховая культура является способом разрешения указанных противоречий.

В античности смеховая культура проявляется в народных празднествах как чествование созидательных сил природы. Например, культ Диониса в Древней Греции, сатурналии у римлян.

В средние века одной из самых популярных форм комедийного действа был карнавал, который выступает, по мнению М. Бахтина антиподом официальной культуры, религиозной идеологии. В средневековых карнавальных празднествах особенность смеха как отрицающей и одновременно жизнеутверждающей силы предстает в своем полном и подлинном виде.

В Новое и Новейшее время смеховая культура претерпевает историческое деформации, связанные с отчуждением сущностных сил человека: утрачивает свое родовое общественное начало. Смеховая культура становится на путь обслуживания эгоистических интересов человека, выступая в некоторых случаях своеобразным орудием психологической агрессии. Сатира, сарказм, ирония, издевательство, кощунство, душевный холод. Смех становится инструментом защиты от противоречий. Осмеять и выбросить из поля зрения – так обеспечивается необходимая комфортность существования.

Итак, категории эстетики – это основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, отражающие существенные определения познаваемых предметов и явлений. Они предстают узловыми ступенями эстетического познания действительности.

Категории эстетики диалектически взаимосвязаны, взаимоопределяют друг друга. Они раскрывают не только позитивные эстетические свойства, но и негативные, приоткрывая тем самым противоречия реальной действительности. Вместе с тем, эстетические категории, отражая сущность познаваемых явлений, представляют собой и оценочное отношение человека к эстетическому, определяя его ценность в духовно-практической жизни общества и отдельного человека.

Выводы

1. Эстетика – философская дисциплина, наука о прекрасном, проявляющемся в природе, обществе, искусстве.

2. Эстетика и этика – формы оценочного сознания.

3. Структура эстетического состоит из трех компонентов: эстетического сознания, деятельности и отношений, каждый из которых обладает своей спецификой.

4. Основными категориями эстетики являются: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните значение слова «эстетика».

2. Назовите время возникновения эстетики как научной дисциплины.

3. Кого считают основоположником этой науки?

4. Что является предметом изучения эстетики?

5. Назовите основные задачи эстетики.

6. В чем заключается специфика эстетического сознания?

7. Что собой представляет эстетическая деятельность?

8. Назовите основные компоненты эстетического отношения.

9. Какие категории эстетики Вам известны?

10. Объясните, почему категория трагического родственна категориям прекрасного и возвышенного?

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: