double arrow

Теологические теории происхождения государства


Теологические теории происхождения государства зародились в глубокой древности. Основным постулатом этих теорий был тезис о происхождении государства из божественной воли. Эта мысль была отражена, в частности, в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к римлянам и других юридических и религиозных памятниках. Развитие христианства и ислама послужило толчком к развитию данных концепций. Например, христианские мыслители (Августин, Фома Аквинский) не только провозглашали государственную власть божественным установлением, но и выводили из этого тезис о необходимости подчинения имеющейся власти, в том числе церковной. Разновидностью теологических теорий в средние века явилась так называемая «теория двух мечей», согласно которой Бог дал церкви два меча, один из которых она вложила в ножны и оставила у себя, а другой отдала светским государям для управления мирскими дедами.

В исламской доктрине получила распространение концепция имамата, по которой деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии. С этим связана теократичность власти во многих исламских государствах, наличие специальных органов, контролирующих соответствие государственной деятельности религиозным предписаниям.

Критики теологических теорий указывали на то, что провозглашение государственной власти имеющей божественное происхождение делает монарха непогрешимым, открывает дорогу для произвола главы государства.








Сейчас читают про: