Происхождение права

Проблема возникновения права является дискуссионной. Из множества точек зрения поданному вопросу можно выделить следующие.

1. Теологические теории провозглашают божественное происхождение правовых установлений.

2. Естественно-правовые доктрины исходят из того, что позитивное право создается государством, а естественное — независимо от государства (например, из разума, природы, психики человека и т.д.).

3. Сторонники исторической школы права утверждали, что право возникает и развивается исторически, подобно национальному языку, вытекает из народного сознания.

4. Психологическая школа права усматривает причины правообразования в психике людей, в императивно-атрибутивных правовых переживаниях.

5. По мнению Р. Йеринга, право порождается аппаратом государства.

6. О. Холмс утверждал, что право возникает из желания примитивного человека взять реванш у тех, кто причинил ему какой-либо вред.

7. Основатель нормативизма Г. Кельзен считал, что право черпает силу в самом себе, не подчинено принципу причинности, поэтому проблемы причин возникновения права вообще не существует.

Существует и много других теорий происхождения права. Ряд авторов видит истоки права в обычае экзогамии, т. е. запрещении брачного общения внутри рода и предписании этого общения за его пределами. Другие авторы выводят первые правовые нормы из деления земельных участков на четырехугольники, разграничения их прямыми межевыми линиями.

В отечественной науке общепризнанно, что право возникает вместе с государством. Именно органы государства контролируют выполнение правовых предписаний и налагают санкции за их нарушение.

Правовые нормы складывались тремя основными путями:

1. Признание (санкционирование) ряда обычаев государством, что означало их превращение в правовые обычаи.

2. Издание государством нормативных правовых актов.

3. Превращение решений определенных государственных органов в обязательные, в прецеденты, т. е. формирование прецедентного права.

Ю.В. Тихонравов считает основным философским вопросом происхождения права вопрос о том, является ли право абсолютной необходимостью, без которой общество вообще не может существовать, или оно является лишь следствием определенных общественных состояний. По его мнению, если изначальное состояние людей — это вражда и произвол, то право абсолютно необходимо, но если люди способны преодолеть свои эгоистические побуждения, то право является лишь историческим моментом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: