Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты — это акты,

устанавливающие нормы права,

вводящие их в действие,

изменяющие либо

отменяющие их.

НПА являются основным источником современного права, в том числе российского. Это объясняется целым рядом преимуществ нормативных актов перед другими источниками права.

Во-первых, нормативный акт может быть оперативно издан либо изменен в любой своей части, что позволяет оперативно реагировать на социальные потребности, изменения в общественных отношениях.

Во-вторых, нормативные акты, как правило, систематизированы в той или иной форме, что позволяет пользователю достаточно быстро найти то или иное правовое предписание.

В-третьих, нормативные акты в отличие от правовых обычаев имеют документально-письменную форму, что облегчает их однозначное толкование и применение.

К признакам нормативно-правовых актов относятся следующие:

1. имеют государственный характер. Данный признак выражается в том, что НПА выражают волю государства, а также обеспечиваются в случае своего неисполнения государственным принуждением.

2. издаются лишь специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать НПА лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов. В последнее время данный признак считается спорным, так как значительное число НПА издаются сейчас не государственными органами, а органами местного самоуправления.

3. издаются в ходе установленных законодательством процедур, которые называются правотворческими процедурами.

4. имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие нормативного акта, т. е. его распространение на те или иные общественные отношения, действие в пространстве, действие во времени, действие по кругу лиц.

5. имеют нормативный характер, т. е. содержат в себе, вводят в действие, изменяют или отменяют правовые нормы. В то же время не все положения нормативного акта обязательно будут носить нормативный характер, например, не имеет такого характера преамбула. Кроме того, нормативный акт может содержать ненормативные предписания, в частности, поручения конкретным органам и должностным лицам.

Нормативные акты следует отличать от актов применения права, например, судебных решений и приговоров.

Отличия нормативных и правоприменительных актов сводятся к следующему:

1) Нормативные акты содержат в себе оригинальные нормы права, а правоприменительные — не содержат.

2) Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Круг правотворческих органов гораздо уже, нежели правоприменительных.

3) Различны наименования и структура нормативных актов и актов применения права.

4) Нормативные акты направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретным лицам.

5) Нормативные акты не исчерпываются своим однократным исполнением, как это имеет место в отношении актов применения права, а действуют постоянно до своей официальной отмены.

НПА делятся на две большие группы:

законы и

подзаконные акты.

В федеративных государствах также различают

акты федерации и

акты субъектов федерации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: