Нормативно-правовые акты, их виды. Действия нормативно-правовых актов во времени и пространстве

Способы изложения правовых норм.

1. Прямой способ изложения. Суть его в том, что в содержании самой нормы дается подробная характеристика правил поведения, указывается на все обстоятельства, при которых можно совершать те или иные действия, а также дается полный перечень мер воздействия за неисполнение этой нормы. Например, ст.129 Уголовного кодекса РФ «Клевета».

2. Отсылочный способ изложения состоит в том, что содержание статьи полностью не раскрывается, а дается ссылка на другие статьи, конкретизирующие ее требования. Например, ст.258 ГК РФ: «При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов... общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст.252 и 254 настоящего Кодекса».

3. Бланкетный способ изложения. При этом статья представляет собой как бы незаполненный бланк, который «заполняется» при обращении к другим нормативным актам. Статья не отсылает к конкретным нормам и не указывает нормативного акта. Например, ст.22 Трудового Кодекса РФ: «Работодатель имеет право:... осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами».

Содержание норм права выражается в статьях. Совокупность статей, сгруппированных по определенным принципам, представляет отдельный нормативно-правовой акт. Термин «акт» в юриспруденции понимается в двух смыслах: 1) как правотворческое действие органов государственной власти; 2) как официальный документ, закрепляющий (устанавливающий) результаты тех или иных действий либо предписывающий, обязывающий или запрещающий совершать те или иные действия. Термин «нормативный» означает, что данный официальный документ (акт) содержит нормы права. Термин «правовой» является синонимом термина «юридический». Поэтому иногда правовой акт называют нормативным юридическим актом.

Нормативно-правовой акт содержащий юридические нормы официальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права. Кроме нормативно-правовых актов, формами права являются санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный договор.

Санкционированному обычаю государство придает обязательное значение и соблюдение его гарантирует своей принудительной силой. В настоящее время такая форма права почти не используется.

Судебный прецедент – придание конкретному решению суда обязательного значения. На это решение суда можно ссылаться как на статью закона при решении аналогичных дел. Само слово «прецедент» переводится как «факт, имевший пример в прошлом». Такая форма права широко распространена в Великобритании. В Российской Федерации судебный прецедент не является формой права.

Нормативный договор это либо международный договор, либо договоры о разграничении предметов ведения между субъектами федерации. Данная форма права больше относится к выполнению внешних функций государства и к организации формы государственного устройства.

Некоторые теоретики права, характеризуя нормы права, называют их источниками права. Они считают, что государство первично по отношению к праву, а нормативно-правовой акт результат правотворческой деятельности государства, которое порождает право. Это точка зрения представителей нормативистской теории права. Но если исходить из точки зрения, согласно которой процессы возникновения права и государства происходили одновременно, то можно утверждать, что подлинными источниками права являются не нормы права, а правовые идеи, зарождавшиеся в недрах общественной жизни людей. К источникам права можно отнести традиции, обряды, обычаи, регулировавшие отношения в обществе на ранних этапах развития человечества. Все это дает основание говорить о нормативно-правовых актах как о формах права (т.е. как о чем-то вторичном, производном от чего-то), а не как об источниках права (т.е. как о чем-то первичном, исходном). Хотя в силу сложившейся традиции большинство теоретиков права не делают различий между формами права и источниками права, считая, что это две ипостаси одного и того же.

Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуально-правовых актов и актов применения норм права.

Индивидуально-правовые акты имеют три характерных признака:

1) в них не содержатся правила поведения (т.е. нормы);

2) они являются актами одноразового и кратковременного действия;

3) носят строго адресный, персонифицированный характер, т.е. обращены к конкретным лицам.

Назначение индивидуально-правовых актов:

а) определять порядок проведения одноразовых мероприятий (например, постановление главы местной администрации о проведении праздника в честь Дня города);

б) регистрировать юридические факты (например, все документы, имеющие отношение к сфере нотариальных действий);

в) представлять разрешение возникающих споров (например, решения и постановления судебных органов, за исключением постановлений Верховного Суда РФ, которые могут иметь нормативный характер).

Иногда в юридической литературе для краткости индивидуально-правовой акт называют правовым, а нормативно-правовой акт называют нормативным.

Акт применения норм права – официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое формулируется на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств или персонально определенных лиц (например, акты парламента, главы государства, органов исполнительной власти, судебные решения, акты прокурорского надзора и др.).

Акты применения норм права отличаются от нормативно-правовых актов:

Во-первых, акты применения норм права имеют исключительно повелительный характер. Нормы, содержащиеся в них, отличаются категоричностью. Это либо императивные, либо запретительные нормы права. Они не дают права выбора лицу, в отношении которого применяются. Например, вступившее в силу решение суда по конкретному делу обязательно для исполнения всеми сторонами.

Во-вторых, исполнение требований, содержащихся в актах применения норм права, в необходимых случаях обеспечивается принудительно.

В-третьих, акты применения норм права издаются только в установленной форме, а именно: 1) они должны иметь полное и точное название с указанием органа, выдавшего этот акт, и с указанием конкретного адресата, к которому в данном акте предъявляются требования; 2) в содержании акта применения норм права должны быть изложены фактические обстоятельства дела и указаны все статьи законов, на основании которых принималось решение по этому делу. К подобным актам относятся решения и постановления судебных органов. Однако постановления Пленума Верховного Суда РФ и заключения Конституционного Суда РФ в пределах их ведения могут иметь нормативно-правовой характер.

Акты применения норм права отличаются от индивидуально-правовых актов, хотя общих черт между ними больше, чем различий:

во-первых, они являются письменными официальными правовыми документами;

во-вторых, актами одноразового применения;

в-третьих, они не имеют общеобязательного характера, так как сфера их действия распространяется лишь на ограниченный круг лиц или даже на одно лицо.

Различие в том, что акт применения норм права содержит нормы права, что сближает его с нормативно-правовым актом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: