Понятия и основные требования к организации о.п

Образовательный (учебно-воспитательный) процесс – это система мер по организации и осуществлению деятельности учащегося и педагогических работников, нацеленная на достижение обучающимся определенных образовательных цензов, приобретение и закрепление необходимых знаний и навыков, приобретение внутренней культуры и развитие личности.

Стадии о.п.:

1. прием в образовательную организацию,

2. проведение текущих учебных занятий,

3. проведение текущей и промежуточной аттестации обучающихся,

4. проведение государственной (итоговой) аттестации.

Общие требования к реализации образовательных программ закреплены в ст. 13 Закона N 273-ФЗ.

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим ФГОС, ОС. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Закона N 273-ФЗ, формы промежуточной аттестации обучающихся (п. 22 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).

Годовой календарный учебный график распределяет отдельные виды учебной нагрузки и времени отдыха по календарным неделям в течение года.

Согласно типовым положения образовательных организаций, учебный год начинается 1 сентября. Его продолжительность определяется типовым положением для каждой образовательной организации. 1 класс – 33 недели, общее образование – 34 недели. Начало учебного года может переноситься средним специальным учебным заведением по очно-заочной (вечерней) форме получения образования не более чем на 1 месяц, по заочной форме получения образования - не более чем на 3 месяца. В иных случаях перенос срока начала учебного года осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Ученый совет вуза вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на 2 месяца. Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом.

Продолжительность каникул в общеобразовательном заведении в течение года не менее 30 дней, а летних не менее 8 недель. Для 1 класса одна дополнительная неделя.

Не менее 2 раз в течение учебного года для студентов устанавливаются каникулы в среднем специальном учебном заведении 8 - 11 недель в год, в том числе в зимний период - не менее 2 недель. В ВУЗе в учебном году - не меньше 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

В средних специальных учебных заведениях устанавливаются такие виды учебных занятий, как урок, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная практика (производственное обучение) и производственная практика, лекция, семинар, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование). В ВУЗе отсутствует такой вид как урок, но есть еще коллоквиумы, научно-исследовательская работа. Учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

На основе учебного плана и графика учебного процесса составляется расписание занятий. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданской образовательной организации после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается 45 минут, в вузах он может быть увеличен уставом до 50 минут.

Объем учебно-производственной нагрузки в образовательной организации среднего и высшего профобразования максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при обучении в очной форме устанавливается ФГОС по конкретной специальности. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при обучении в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при обучении в заочной форме не может составлять более 160 академических часов в о.у. среднего профобразования и 200 академических часов в вузе.

Образовательная организация самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 2006 г.) в ст. 28 устанавливает основные санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения.

Дисциплина в образовательной организации поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием о. п., а также с оценками успеваемости обучающихся.

Образовательная организация осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и электронных носителях в порядке, утвержденном Министерством образования и науки РФ.

Образовательная организация обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами, им реализуемыми, и другими документами, регламентирующими организацию о. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: