Основные направления в психологии ХХ века

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специ­фику психической реальности, решить проблему связи психических яв­лений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Бихевиоризм

Основоположником данного направления является американский уче­ный Джон Уотсон (1878—1958). Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает, что основная задача бихеви­оризма (от англ. behaviour — «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было предска­зать, какая будет реакция человека на соответствующую ситу­ацию (стимул). Поведение является или результатом научения — инди­видуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Эдвард Толмен, Кларк Халл и Бересс Скиннер — последователи Уотсона, — пришли к выводу, что все-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» — знаниями, контролирующим ме­ханизмом и др. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счет­но-решающим устройством ЭВМ, т. е непсихологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, ант­ропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: