Психическая напряженность

Ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизнен­ной ситуации в экстремальных (крайних) условиях может возникнуть состояние психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (опе­раторной, «деловой») напряженности, то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (труд­ности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зри­тельно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экс­тремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.).

Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т. к. созна­тельной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. Здесь даже отри­цательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая общей ситу­ацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

Стресс

Воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической напряженности, называемого стрессом (от англ. «напряжение»).

Стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправ­ленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отли­чие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне за­висимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно.

В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение опре­деленных задач. При сильном стрессе возникает общая реакция возбужде­ния, и поведение человека становится (в большей или меньшей степе­ни) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще боль­шее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

Как пра­вило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные раздра­жители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь крити­ки или принятия ответственного решения, «цейтнот», перегрузка ин­формацией и т. д.). Но не исключены случаи, например, приезд близкого человека, что в определенной мере позволяет говорить об эмоциональ­ных стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке.

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия (стрес­сора), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т. д. Стресс — это прежде всего эмоциональное состояние. Но ввиду тесной связи эмоций с ин­теллектуальной деятельностью можно говорить об «интеллекту­альном стрессе», «интеллектуальной фрустрации» и даже «интеллектуальной агрессии». После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической кон­цепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: