III. Предмет, метод и функции философии

1. Специфика предмета философии: взаимодействие системы МИР - ЧЕЛОВЕК. Предметом философии является бытие как особая сложная система, включающая в себя человека и мир (природу). Философия выступает как знание, размышление о предельных, т.е. наиболее общих взаимоотношениях, связывающих две компоненты системы (см.рис) (на рис.: стрелки – онтология, гносеология, аксиология, праксиология – виды взаимодействия мира и человека)

2. Специфика философского метода:

- теоретическая рефлексия, т.е. для философии характерен поиск предельных оснований и форм духовной жизни человека и культуры в целом;

- универсализм, т.е. для философии характерно стремление познать мир в целом, выйдя за границы человеческого знания; в философии вырабатывается система общих понятий - категорий;

- субстанциализм: пытаясь представить мир как единое целое, философия пытается найти сущность, субстанцию, из которой всё возникает и во что всё превращается;

- критико-аналитический характер исследований (это объединяет философию и науку);

- философия всегда старается выразить ценностное отношение к миру.

Функции философии:

1. Мировоззренческая: философия обобщает данные совокупного человеческого опыта и пытается выработать картину мира и определить место человека в нем.

2. Методологическая: занимаясь поисками предельных оснований бытия, философия разрабатывает систему наиболее общих понятий, категорий, в которых эти знания и выражаются.

3. Гносеологическая: философия исследует те проблемы, которые находятся вне поля зрения других наук.

4. Аксиологическая (ценностная): философия теоретически обобщает, осмысляет и систематизирует ценности, складывающиеся в рамках разных культур.


2. Основные школы античности

Античная философия - это философия Древней Греции и Древнего Рима.

С VIII в. до н.э. в Греции формируется особая социально-экономическая организация – полис. Полис – город-государство, для которого при всех формах правления характерен один политический режим - демократия. Человек полиса ориентируется на активную жизнь и обучение, он может быть выбран на любую государственную должность (что требует умения учиться и быть активным). В полисах происходило обсуждение всех общественных проблем на агоре: от гражданина полиса требовалось умение убедить противника, доказать свое суждение логически.

Процесс становления древнегреческой философии шел и как процесс становления методологии. Основные методы, сформировавшиеся в античности:

Диалектика (умение спорить и отстаивать свое мнение) и теория (т.е. созерцание, умозрение). Мир, вселенная в целом понимался как природа (физис), которая представляет собой космос (порядок). Упорядоченность космосу придает логос (закон). Космос тождественен логосу и для его познания достаточно умозрения, теории.

Этапы (периоды) античной философии:

1. Натурфилософский (или физический = природный), 8-7 – 5 в.в. до н.э. Основная проблема: что является первоначалом всех вещей.

Философские школы данного периода:

- Милетская

- Элейская

- Пифагорейская

- Атомистическая

- Гераклит (не создавший школу)

2. Классический - конец 5 в до н.э. – 4 в. до н.э. Основная проблема: что такое человек? Важнейшими проблемами являлись и проблемы логики и теории познания.

Представители: Софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

3. Эллинистическо-римский (эллинизм), после распада империи Александра Македонского, 3 в до н.э. – 3 в н.э. Греческая культура распространяется на Восток. Основная проблема данного этапа: что такое благо? Как должен вести себя мудрец? Этические проблемы.

Философские школы:

- киников

- эпикурейцев

- стоиков

- скептиков

- неоплатоников

- неопифагорейцев

- перипатетиков (последователей Аристотеля).

I. НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: