double arrow
Малые сократические школы

1. мегарская.

2. элидо-элитрейская. Это школы «спорщиков», занимавшихся логикой и диалектикой как искусством спора.

3. школа киренаиков; ее представители рассуждали о нравственности, о добродетели; они полагали, что философия должна быть не теоретической, а практической, определенным образом жизни.

4. школа киников (циников, «кинес» – собака). Основатель – Антисфен (446 г. до н.э. – 366 г. до н.э.). Яркий представитель – Диоген из Синопа. Киники также размышляли о добродетели, о благе (т.е. счастье). Они полагали, что истинное благо - это то, что нельзя отнять у человека, т.е. свобода (прежде всего, внутренняя). Свободу они понимали как независимость от внешнего окружающего мира, от общества (абсолютное погружение в себя).

3. Платон

Платон(428 г. до н.э. – 347 г. до н.э.). Эволюция идей Платона: от Сократа через Гераклита, элейскую школу и пифагорейцев.

Следует отметить спецификумышления Платона, оно насыщено мифологическими образами, иллюстрирующими рациональные философские положения. Философская система Платона целостна, она включает в себя онтологию, гносеологию, философскую антропологию, социальную философию, этику и эстетику.

Онтология Платона: Платон выделяет три уровня бытия: 1. Подлинное бытие - мир идей, эйдосов (эйдос – образ, идея); 2. Кажущееся бытие – мир вещей (обычный мир); 3. Небытие – первоматерия. Мир идей – это идеальный прообраз мира вещей. Его подобие - мир вещей создается из небытия (первоматерии) Демиургом. Демиург – творец мира вещей по прообразу мира идей. Неподлинное бытие устроено по законам диалектики Гераклита: всё движется, все изменяется. Мир идей – прекрасен, неподвижен и неизменен. Идеи упорядочены по иерархическому принципу: истина, благо, красота – высшие ступени в этой иерархии. Гносеология Платона. В ее основе платоновская антропология: человек представляет собой единство души и тела. Платон – рационалист. Он полагает, что благодаря ощущениям мы можем получить знание (мнение), но оно не истинно; основной источник познания - разум. По Платону, «душа человека была когда-то идеей, находясь в мире идей, она приобрела знание, это означает, что она знает всё». Однако, попав в тело – «темницу души», она всё забыла. Следовательно, познать значит всё вспомнить. Теорию познания Платона можно назвать теорией анамнесиса - теорией припоминания.




Душа человека состоит из трех частей: вожделеющая, волевая и разумная. В зависимости от преобладания этих частей Платон выделяет три типа людей. И соответственно, три слоя общества: ремесленники (у них преобладает вожделеющая часть души); воины (у них преобладает волевая часть души); мудрецы-философы (у них преобладает разумная часть души). Они должны управлять государством. Государство возникает из потребностей людей, люди нуждаются в еде, защите, жилище и управлении. На этой основе он строит одну из первых социальных утопий. Каждой части души соответствует своя добродетель. 1. Преимущество вожделеющей части души: ремесленники. Для них добродетелью является воздержание 2. Преимущество волевой части души: воины. Для них добродетелью является стойкость. 3. Преимущество разумной части души: мудрецы (философы) – они должны править в обществе. Для них добродетелью является мудрость, а для всех это дает справедливость.



4. Аристотель

Аристотель (383 г. до н.э. – 322 г. до н.э.), ученик Платона, но он критиковал его философию (прежде всего, онтологию за теорию идей). Аристотель полагал, что Платон «удваивает мир», разрывая и противопоставляя идеи и вещи - сущности вещей и сами вещи. Важнейшие работы Аристотеля - «Метафизика (первая философия)», «Физика». Он был философом с естественнонаучной ориентацией (сын врача), энциклопедистом, сведущим во многих областях знания.

Аристотель систематизировал известные ему научные знания по цели и предмету:

1. Науки теоретические, их цель – знание. К ним относятся: метафизика (первая философия), физика и математика.

2. Науки практические их цель – руководство человеческим поведением. К ним относятся: этика, экономика и политика.

3. Творческие науки их цель – достижение пользы и ориентация на прекрасное К ним относятся: поэтика, риторика и искусство.

Все они входили в сферу научных интересов самого Аристотеля.

Онтология Аристотеля. Ее основа – критика предшествующих концепций. Основной объект критики – теория идей Платона. Аристотель критикует Платона за удвоение мира, за необъяснение причастности идей вещам, за разрыв общего и единичного, сущности вещи и самой вещи. На основании данной критики Аристотель выдвигает учение о 4-ех причинах вещей: материальной, формальной, активной или действующей, финальной или целевой. Эти причины обязательны для появления любой единичной вещи, которую Аристотель называет субстанцией. Все причины их можно свести к двум: материи и форме. Например, чугунный шар состоит из материи - чугуна и формы - шара. Все вещи представляют собой единство материи и формы, имея в своей основе первоматерию, состоящую из пяти элементов: воды, огня, воздуха, земли и светоносного эфира.

На основе отношения материи и формы Аристотель пытается объяснить появление единичных вещей. Материя пассивна, а форма активна. Материя - это возможность, а форма - действительность. Переход от возможности к действительности, т.е. соединение материи и формы дает единичную вещь – субстанцию. Это происходит благодаря движению. Движение становится объектом философии Аристотеля. Движение присуще вещам, его исходной причиной является неподвижный перводвигатель. Аристотель выделяет виды движения: возникновение, становление, гибель, перемещение, изменение.

Гносеология Аристотеля (как и у Платона, строится на основе философской антропологии). Человек – единство души и тела. Душа не бессмертна, она имеет свое развитие, присуща всему живому. Она состоит из частей. 1. Вегетативная часть души характеризуется функциями питания и размножения. Вегетативная часть души свойственна растениям (и затем животным). 2. Активная, двигательная часть души характеризуется функцией движения. Она свойственна животным. 3. Разумная часть души характеризуется функцией познания. Она свойственна только человеку. Познание начинается с органов чувств; источником знания является чувственное познание. Второй уровень – это разумное познание, разумом мы познаем сущность вещей, а высший уровень познания – научное, философское познание, осуществляемое при помощи категорий. Аристотель систематизировал категории, выделив десять основных.

По Аристотелю, «истина – соответствие знаний самому предмету». Аристотель – один из основателей корреспондентной теории истины (теории соответствия). Аристотель стал создателем формальной логики (сформулировал основные законы формальной логики).

По Аристотелю, человек - это политическое, общественное животное. Он считал, что основой идеального общества является средний класс – нечто среднее: «небогатые, но и не бедные». Таким же образом он нашел идеальный тип правления - нечто среднее между хорошими и плохими типами правления. К хорошим типам правления Аристотель отнес монархию, аристократию, политию (идеальный тип правления), к плохим - тиранию, олигархию, демократию. Полития – это единство демократии и аристократии.

Этические взгляды Аристотеля. Он занимался поисками счастья для единичного человека. Счастье возможно лишь на основе добродетели. Аристотель выделил следующие виды добродетели. 1. Умеренные добродетели, которые связаны с тем, что человек ориентируется на разум и не потакает инстинктам. 2. Идеальные добродетели: справедливость, мужество, благородство; они ориентируются на ровное, спокойное существование духа (т.е. счастье).






Сейчас читают про: