Лабораторная работа №1 состоит из двух взаимоувязанных частей:
1) изучение конструкций скребковых конвейеров, анализ кинематических схем приводных и натяжных устройств;
2) изучение конструкции, принципа действия и испытание турбомуфты.
Шахтные скребковые конвейеры используют в качестве призабой-ных средств транспорта на очистных и подготовительных работах, а также как концевое звено конвейерных линий, позволяющее быстро изменять длину транспортирования. В последнем случае вместо скребковых конвейеров более эффективно использование скребковых перегружателей. В целях аккумулирования груза при ведении очистных и подготовительных работ применяют механизированные бункеры с донными скребковыми конвейерами.
К числу основных относят 4 группы шахтных скребковых конвейеров: передвижные двух - и трехцепные (СП и СПЦ); переносные разборные двухцепные (СР); переносные одноцепные (С); переносные одноцепные с двумя ветвями, расположенными в одной плоскости(с консольными скребками - (СК).
Скребковый конвейер состоит из тягового органа, рештачного става, приводного устройства, натяжного устройства и вспомогательного оборудования. Последнее входит в комплект конвейеров СП и СПЦ: для передвижки, удержания от сползания, механизированной укладки кабеля, зачистки почвы при передвижке конвейера, расштыбовки нижней ветви и др.
В качестве привода используют тяговый блок, состоящий из приводного вала со звездочками, двигателя, турбомуфты (или другой соединительной муфты) и редуктора.
Важным звеном привода конвейера является турбомуфта (гидромуфта), которая выполняет функции: защита двигателя и трансмиссии от недопустимых перегрузок; улучшения характеристик привода; пуска системы под нагрузкой с ограничением величины ускорений; выравнивания нагрузки при многодвигательном приводе, демпфирование крутильных колебаний и ударных нагрузок.
Применение турбомуфт особенно целесообразно на скребковых конвейерах в связи с тяжелыми условиями их пуска и резкими колебаниями нагрузки. В таких случаях пришлось бы выбирать приводной двигатель с большим пусковым моментом для преодоления повышенных сопротивлений при трогании или ускорения значительных инерционных масс. Если принять двигатель по условию пуска, то он окажется повышенной мощности и больших габаритов, что приведет к ухудшению эксплуатационных показателей. Турбомуфты позволяют применять обычные асинхронные двигатели нормальной мощности, соответствующей установившейся нагрузке конвейера, а также полностью использовать перегрузочную способность двигателя..
Турбомуфты относятся к гидравлическим передачам, в которых крутящий момент передается благодаря изменению момента количества движения рабочей жидкости, протекающей в рабочих колесах.