Цели, задачи и содержание кадастра

Формирование государственного кадастра недвижимости играет важную роль для установления надёжных границ, обеспечения гарантии прав собственности, а также для того, чтобы создание объекта недвижимости было целесообразным также и в целях регионального планирования, защиты окружающей среды и обеспечения экономического развития территорий.

Деятельность по введению государственного кадастра недвижимости и использованию его сведений регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в соответствии со следующими принципами:

- единство технологии введения государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации;

- общедоступность сведений государственного кадастра недвижимости;

- непрерывность актуализации, содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений;

- сопоставимость сведений государственного кадастра недвижимости со сведениями, содержащимися в других государственных ресурсах.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтённом в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, инных предусмотренных данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового счёта недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Эти отношения называются кадастровыми отношениями.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях вместе с «Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях» входят в единую федеральную информационную систему «Единый государственный реестр прав на электронных носителях».

1. Разделы государственного кадастра недвижимости

Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

1) реестр объектов недвижимости;

2) кадастровые дела;

3) кадастровые карты.

Реестр объектов недвижимости представляет собой систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путём описания внесённых в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.

Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, о прохождении государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципального образования, границах населённых пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Орган кадастрового учёта ведёт кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учёта в сети «Интернет».

Документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, подлежат постоянному хранению.

Исторически сложилось, что ведение земельного кадастра и кадастра недвижимости включало в себя процессы учёта и регистрации земель, естественно-историческое, экономическое описание и оценку земель. В различные времена в различных странах по-разному решался вопрос о содержании и значении этих процессов. Содержание и место каждого процесса в общей системе ведения земельного кадастра зависело от существующих земельных отношений, потребностей и интересов как общества в целом, так и отдельных его граждан.

Существуют три основных типа кадастров:

- правовой (запись прав на недвижимость);

- фискальный (запись стоимости недвижимости и информации, необходимой для налогообложения и купли-продажи);

- многоцелевой (объединение правовой и фискальной систем с другой информацией, такой как планирование и землепользование).

При этом сформулированы следующие этапы создания фискального кадастра:

- картографирование и идентификация всех объектов недвижимости;

- классификация объектов недвижимости; анализ рыночных данных; оценка объектов недвижимости;

- определение собственников и налогоплательщиков;

- подготовка оценочных ведомостей;

- рассылка деклараций и сбор налогов;

- установление процедур обжалования.

2. Основные аспекты становления и развития фискального кадастра

Информационная система, служащая основой для исчисления налога на земельные участки, в мировой практике именуется фискальным или налоговым кадастром. Функции, возникшие в далёком прошлом налоговых кадастров, к настоящему времени вышли во многих странах далеко за рамки фискальных, так как:

- служат источником данных, необходимых для инвестиционных проектов и программ, направленных на территориальное развитие регионов;

- обеспечивают контроль и регулирование рынка земель и прочей недвижимости;

- оказывают поддержку органам, занимающимся вопросами оптимизации земельных ресурсов; предоставляют кадастровую информацию разным ведомствам, имеющим дело с земельными ресурсами.

Первостепенная задача фискального кадастра состоит в выявлении и обозначении (идентифицировании) каждой единицы недвижимости, представляющей собой объект налогообложения. Такой единицей может быть земельный участок, земля с жилым домом или другими постройками, часть дома, например, квартира, т.е. всё то, на что может быть начислен налог на недвижимость. Для обозначения такой единицы в зарубежных фискальных кадастрах чаще всего используется термин «парцелла». Каждый объект относится к тому или иному таксону классификации, разрабатываемый специально для целей налогообложения. Затем рассчитывается оценочная рыночная стоимость каждого из них, величина которой служит основой для исчисления соответствующего налога. Определяются лица, ответственные за уплату налога за имущество, ими чаще всего, но не всегда, являются собственники. Налоговое законодательство некоторых стран возлагает обязанность выплачивать этот налог на тех, кто фактически пользуется недвижимостью или арендует её.

Для осуществления своей прямой функции фискальный кадастр должен содержать разностороннюю информацию, как о самом объекте, так и о внешних факторах, влияющих на стоимость недвижимости. Данные о собственно участке включают топографические условия, характер почв или грунтов, состояние и назначение возведённых на земельном участке построек и множество других сведений. К внешним факторам относятся местоположение участка, транспортная доступность, наличие и качество сети услуг и т.п.

Являясь инструментом налогообложения недвижимости, фискальный кадастр может служить информационной базой для исчисления ряда других налогов. Так, например, в Дании действует совокупный имущественный налог («налог на богатство»), исчисляемый на стоимость всего имущества физического лица, включая стоимость недвижимого имущества (предметов длительного пользования, ценных бумаг, депозитов в банках). Налог взимается в тех случаях, когда общая стоимость оцениваемого имущества превышает определённую величину.

Содержащаяся в фискальном кадастре информация имеет также большое значение при определении суммы компенсации при отчуждении недвижимого имущества для общественных нужд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: