Онтология в древнегреческой философии

Первыми философами, которые ввели категорию «бытие», были: Парменид; Демокрит; Платон; Аристотель.

Парменид и Гераклит под бытием подразумевали весь мир. Для Демокрита бытие — это не весь мир, а основа мира. Этот философ отождествлял бытие с простыми физическими неделимыми частицами — атомами. Все богатство и множество мира он объяснял наличием бесконечного множества атомов.

Бытие для Платона — это нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом. Философ противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям, тем самым сведя бытие к бестелесному созданию — идее.

Аристотель отверг платоновское учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, не связанных с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и выдвинул предложение различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).

Аристотель предложил десять категорий бытия:

— сущность;

— качество;

— количество;

— отношение;

— место;

— время;

— положение;

— обладание;

— действие;

— страдание.

В древнегреческой философии на проблему бытия смотрели с двух точек зрения:

— проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос);

— в проблеме бытия выявилась абсолютизация знаний об объектно-чувственном мире (вечные бестелесные идеи)

Признаки бытия являются логическими, иначе говоря – найденными нами путем разума, рассуждения. Например, бытие может быть только вечным, потому как то, что существует реально, должно быть вечным. Реально существующее не может то существовать, то не существовать. Ведь утверждать, что нечто существует и одновременно не существует, – означает допускать два прямо противоположных высказывания об одном и том же предмете, а это, как он полагал, ведет лишь к путаности, неотчетливости мысли.

Но если мы обратимся к миру окружающих нас природных вещей, существование которых столь наглядно, то окажется, что их существование сомнительно: окружающие нас предметы то есть, то их нет. В природе нет ничего вечного, царит пестрота, вещи делимы, подвижны, изменчивы… Значит, мир природы не являются истинным Бытием, соответствующим признакам бытия (Рис. 1).

В основе проблемы бытия лежит противопоставление чувственно воспринимаемых вещей, – изменчивых, временных, текучих, непостоянных, – и доступного мышлению неизменного, вечного, себетождественного «чистого» (или истинного) бытия. Из сформулированной проблемы вытекают три следствия.

1. Вещи, мир «единичных вещей» не является истинным бытием. То, что мы воспринимаем органами чувств (видим, слышим, осязаем...), на самом деле не существует; мир единичных предметов – иллюзия.

2. Парменид формулирует принцип тождества бытия и мышления: «Одно и то же мысль и то, о чем мысль существует». В онтологическом аспекте бытие, реальность есть то же, что содержание мысли. То, что нельзя непротиворечиво мыслить, не может и существовать.

3. Философская школа элеатов, к которой принадлежал Парменид, противопоставила знание – мнению. Знание достигается только разумом; оно является истинным, поскольку совпадает с реальным бытием. Мнение возникает на основе чувств, но «чувства обманывают нас», всегда создавая ложное представление об иллюзорных (изменчивых) единичных вещах. В гносеологическом аспекте это означает дихотомию истинного и ложного, причем истина (истинное знание) как бы «автоматически» достигается мышлением исходя из принципа тождества бытия и мышления. Элеаты противопоставили «путь знания», основанный на мышлении, и «путь мнения», основанный на чувственном восприятии.

Итак, обнаруженная онтологическая проблема нуждается в решении, и в древнегреческой философии возникает множество философских «картин мира» (или онтологических учений), пытающихся дать ответ на вопрос «Что такое чистое, истинное Бытие?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: