К. Маркс об историческом характере соотношения общества и природы

Природу, окружающую человеческое общество, К.Маркс делил на две группы явлений: естественное богатство средствами жизни (дичь в лесах, рыба в водоемах и т.д.) и естественное богатство средствами труда (действующие водопады, древесина, полезные ископаемые). На первых этапах человеческой истории существенное значение в жизни общества имеют естественные богатства средствами жизни, на поздних этапах существенное влияние оказывают естественные богатства средствами труда. Это означает, что одна и та же природная среда по—разному воздействует на различные этапы развития общества. Историческая изменчивость воздействия природы на общество определяется не самой природой, а законами развития человеческого общества. Именно от содержания общества зависит, какие элементы природы и как будут воздействовать на его развитие.

До тех пор, пока общество не создало сельского хозяйства (сельскохозяйственные средства производства): пахотные земли, культурные растения и домашние животные — оно зависело от тех элементов природы, которые являлись для него средствами жизни. Возникновение и развитие сельского хозяйства как очеловеченной природы, заменяющей природные богатства средствами жизни, постепенно выводило общество из его зависимости от природы. В настоящее время такая зависимость общества сохраняется уже от естественных богатств средствами труда. И эта зависимость будет сохраняться до тех пор, пока общество не научится создавать необходимые материалы, заменяющие природные источники сырья и энергии. Этот пример как раз и подтверждает представление о том, что не какие—то, законы взаимодействия общества и природы определяют соотношения общества и природной среды, а законы развития самого общества (законы материального производства) определяют этапы соотношения общества и природы, систему их связей, степень зависимости общества от природы.

Преобразованную человеческим трудом природу, вовлеченную в человеческое общество, К.Маркс называл исторической природой, т.е. общественной (так как понятия "общество" и "история" у К. Маркса и Ф.Энгельса часто выступают как синонимы). Животные и растения в сельском хозяйстве не являются уже продуктами природы, а представляют собой продукты труда предшествующих поколений. Эта историческая природа во многом напоминает животные и растительные организмы внешней природа, но созданная человеком она уже не может существовать вне человеческого общества. Ее развитие определяется общественными законами. Именно с этой природой человек находится в диалектическом единстве. Человек как субъект материального производства и историческая природа как объект производства (средства производства) являются двумя противоположностями в едином диалектическом процессе материального производства. Такими же средствами производства являются и другие элементы природы, преобразованные человеческим трудом: каналы и оросительные системы, водохранилища, участки рек с зарегулированным стоком и т.д.

Последовательное создание этих компонентов общественной системы является основой возникновения все новых и новых связей общества и природы. Таким образом исторический характер соотношения общества и природы определяется законами материального производства.

Если решающая роль в соотношении общества и природы принадлежит обществу, то играет ли какую—нибудь роль в его развитии внешняя природа? По К.Марксу, она ускоряет или замедляет общественное развитие. И здесь дело не только в щедрости природы (что сдерживает развитие общества) или в ее скудности (что также сдерживает общественное развитие). К.Маркс, например, отмечал, что родиной капитализма явилась средняя полоса Европы с ее разнообразными природными условиями. Именно разнообразие природных условий способствует ускорению развития общества. Между внутренним содержанием общества и природными условиями его существования устанавливается определенная диалектическая связь. Если внешняя природа располагает необходимым сырьевым материалом и другими условиями развития внутреннего содержания общества, то развитие общества ускоряется. Однако не следует думать, что это ускорение со стороны природы может определять ступени общественного развития. Это не так. Смена общественно—экономических формаций происходит в результате действия внутренних законов общества и, прежде всего, закона соотношения производительных сил и производственных отношений. Смена классово—антагонистических формаций происходит только в результате классовой борьбы, как главной движущей силы развития антагонистического общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: