В в е д е н и е. Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ «РЕАВИЗ»

Кафедра гуманитарных дисциплин

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания к изучению дисциплины

для студентов очной / заочной формы обучения


В в е д е н и е

Философию можно понимать как особую форму позна­ния мира, вырабатывающую систему знаний о фунда­ментальных принципах и основах человеческого бы­тия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и ду­ховной жизни во всех ее основных проявлениях. В данном понимании философия предстает как познавательная деятельность, направленная на формирование пре­дельно обобщенной картины мира и места человека в нем., отличную от мифологических и религиозных построений. Создавая картину мира, синтезируют знания, полученные во всех формах познавательной деятельности, коими являются: наука, религия, миф, мистика, художественное творчество. Поэтому философия не имеет своего эмпирического материала. Философы синтезируют и обобщают. Но философия этим не ограничивается. Она многомерна.

Многомерность философии отражается уже в ее названии. Если буквально перевести этот термин с древнегреческого языка на русский, то "философия" означает "любовь к мудрости", “любомудрие”. Название фиксирует специфику философствования как занятия любящих мудрость. Философия изначально характеризуется не столько как определенный набор и качество знаний, сколько через соотнесение с неуловимым настроением: которое интерпретируется как любовь, благочестие, смиренномудрие. Ведь мудрость и тем более любовь не идентичны теории и не сводимы только к знаниям.

Зачем необходима философия современному человеку? В отличие от всех других областей человеческого знания, философия ставит и разрешает такие вопросы, дальше и глубже которых двигаться в познании мира просто невозможно. Как устроен окружающий нас мир? Как соотносятся в этом мире материальное и духовное? Хаотичен этот мир или каким-то образом упорядочен? Какое место занимают в мире закономерность и случай, устойчивость и изменяющаяся текучесть? Что такое покой и движение, пространство и время, что такое развитие и прогресс? Что есть истина и как отличить истину от заблуждений, от преднамеренных искажений и лжи? Что такое свобода, совесть, честь, долг, ответственность, справедливость, добро и зло, красота и безобразие?

В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т.д.) перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. Тогда возникают разрывы традиций и формируются потребности в поиске новых мировоззренческих смыслов. Социальное предназначение философии в том, чтобы способствовать этому поиску. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей.

Естественно, что на философские вопросы каждый человек может отвечать и отвечает по-разному. Существуют ответы поколений, имеющих разный жизненный опыт, которые во многом предстают итогом и эстафетой передаваемой иными культурами, цивилизациями. Это не готовые рецепты, а способы вопрошания, которым соответствуют способы самоустановления человека в мире. Подобные дискурсы живущие в веках, и есть философия с которой вы познакомитесь в рамках изучения данной дисциплины. Однако необходимо специально отметить, что философия - это не только собрание, не только библиотека великих истин, но и постоянное стремление к истине, особые духовные изыскания. Приверженность к философии выражает особый настрой души, ума и всего человека, помогающий обрести равновесие между самим собой и миром. В этой связи философия - это не только и столько готовые знания и методы познания, сколько способ обращения человека к самому себе. Она позволяет осознать все пагубные последствия лжи, помогая человеку превозмочь обстоятельства, не дать ему безвольно склониться пред множеством искушений.

Поскольку именно философское мировоззрение является основанием осмысленной, целенаправленной и ответственной деятельности человека как личности, способной к сопереживанию, являющемуся главным условием понимания, философия особенно важна для представителей медицины. Ведь медицинские теории не могут быть построены только на естественнонаучном знании. Анализ причин нервно-психических расстройств, выявление психогенного механизма соматических болезней, вскрытие зависимости терапевтических эффектов от личностных факторов и др. невозможны без понимания медицинским работником не только устройство человеческого организма, но и многих аспектов бытия человека и общества. В этой связи вполне закономерна в настоящее время тенденция к расширению базиса медицины, к включению в ее объяснительные конструкции наряду с естественными также и гуманитарных знаний. Таким образом, в современных условиях возрастает зависимость медицинской теории от философского знания.

Изучение философии - это школа, которая позволяет воспитать культуру разумного мышления, научиться свободно оперировать понятиями, выдвигать и подвергать критике те или иные суждения, отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями, выявлять и анализировать противоречия в окружающей действительности, видеть ее в изменении и развитии. Чтобы пройти эту школу, чтобы ступить на путь, ведущий к разумному мышлению, студент должен постоянно совершать познавательные усилия, напрягать свои интеллектуальные способности. Только так он сможет вырваться из плена предрассудков обыденного здравого смысла и стать современным специалистом. Будущий врач уже в вузе должен обратить внимание на свою мировоззренческую культуру. Философия открывает такие возможности, но не гарантирует их автоматической реализации. Данные методические указания предполагают еще один компонент, никак не отражаемый в содержании - личностное усилие, в котором и открывается горизонт свободы, а, следовательно, ответственности будущего медицинского профессионала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: