Принятие решений: «Z-модель»

Итак, управленческая компетентность в первую очередь – это наличие навыков разрешения конфликтов. Или, другими словами – умение использовать конфликты для создания в команде конструктивной атмосферы (рабочего напряжения) при выработке того или иного решения и воплощения его в жизнь. Для создания синергетического эффекта в команде руководитель должен стать своеобразным дирижером, управляющим процессом выработки решений. Такой процесс чаще всего никем из членов управляющей команды не осознается. Как оказалось, оптимальные решения, ведущие к бизнес-пррорывам, совершаются по определенному алгоритму.

Этот алгоритм, или «Z-модель», был открыт Изабель Бриггс-Майерс. Разрабатывая теорию типов, она обнаружила, что верное решение проблем требует выполнения обязательных четырех действий:

1. Сбор фактов. Для этой цели следует использовать свойства Сенсорных (S) типов личности, чтобы рассмотреть все детали и мелочи проблемы.

2. Изучение возможностей. Используя свойства Интуитивных (N) типов, разработайте возможные варианты и способы решения проблемы.

3. Объективный анализ. Используя свойства Логических (T) типов, исследуйте варианты и следствия каждого из предложенных решений.

4. Оценка воздействия. Используя свойства Этических (F) типов, оцените, как люди, вовлеченные в проблему, воспримут предложенные решения.

Обратимся к диаграмме «Z-модели» решения проблем. Как видно из приведенной диаграммы, путь, соединяющий средние буквы каждого психотипа – от S к N, T, F – по форме напоминает букву «Z», отсюда и название модели[15].

Кстати, этот механизм срабатывает не только в группе людей, по нему каждый из нас может принимать свои решения, так как у нас присутствуют все восемь предпочтений. Но это легко сказать, а в критических ситуациях (в тот момент, когда нам требуется разрешить проблему), каждый человек успешно может работать только на двух своих ведущих функциях, т.е. мы реагируем всего лишь наполовину оптимально. Чтобы быть более успешным, нужен второй человек – ваш дуал – человек, который бы своими двумя ведущими функциями (противоположными вашим), достраивал полноту картины мира..

(S) – сенсорика Рассмотрите факты и детали ÞÞÞÞÞ (N) – интуиция Какие Альтернативы вытекают из фактов?
     
¨ Каковы факты? ¨ Будьте конкретны и занимайтесь текущим моментом. ¨ Перечислите все нужные детали. ¨ Будьте точны.   ¨ Дайте волю воображению. ¨ Проведите мозговую атаку (brine storming). ¨ Рассмотрите варианты возможных решений.
     
(T) – логика Можно ли всё это проанализировать объективно? ÞÞÞÞÞ (F) – этика Какое Влияние это окажет на тех людей, кого это коснётся?
     
¨ Рассмотрите последствия каждого из вариантов решений. ¨ Будь вы человеком «со стороны», что бы вы предложили? ¨ Каковы варианты и следствия каждого действия?   ¨ Можно ли это пережить? ¨ Как вы относитесь к этому действию? ¨ Какой реакции можно ожидать от других?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: