Восприятие как процесс формирования первичного образа

С охраняя существенные черты, присущие ощущениям, восприятие обладает специфическими особенностями:

- Восприятие или перцепция является сложным психическим феноменом, возникающим на основе синтеза ощущений;

- Восприятие существует в форме «первичного образа», в котором завершается воспринимающий процесс. Закрепленные в опыте жизнедеятельности образные продукты становятся личностными особенностями субъекта перцепции.

- Восприятие зависит от объединенной деятельности специализированных перцептивных систем (рече-слуховой, зрительной, кинестетически-осязательной и др.). Интеграция сенсорных систем ведет к превращению ЦНС в единый орган перцепции.

- Восприятие направлено на создание, воссоздание перцептивного или первичного образа актуальной жизненной ситуации. В образе даются целостные, сложные, предметные группировки, предметные обстановки, предметные изменения и преобразования.

- Воспринимающая активность (перцептивная деятельность) протекает в формах опознания, наблюдения, созерцания, познания, моделирования, перцептивного творчества. Восприятие осуществляется индивидом в форме спонтанного, саморазвертывающегося, бессознательного процесса и в форме активной, сознательной перцептивной деятельности.

- Выделяют перцептивные (познавательные) операции и действия, которые создают образ наличного предмета: операции выделения предмета из фона, построение его внешнего контура; операции различение деталей; выделение ключевых признаков и структурообразующих признаков; идентификация предмета как целого; привнесение нового в перцептивную структуру; установление связей с элементами предметной обстановки.

- В индивидуальной перцептивной системе человека выделяются образы доминирующей модальности (происхождения) зрительной или речевой.

Основания научной теории восприятия выделены Шопенгауэром. «Как осязание так и зрение обладают своими преимуществами, вследствии чего они поддерживают друг друга. Зрение не нуждается в прикосновении, даже в близости; его горизонт неизмерим, оно достигает звезд. Зрение ощущает также тончайшие нюансы света, тени, цвета, прозрачности, следовательно, дает рассудку множество тонко определенных данных, из которых тот, достигнув известного навыка, конструирует форму, величину, отдаленности и свойства тел и сразу же представляет их созерцанию. Осязание же, хотя оно и связано с прикосновением, дает также безошибочные и многосторонние данные».

Научное направление гештальт-психология исследует целостность образа восприятия через его «структурность». Однородные и разнородные элементы и качества перцептивного целого субъективно преобразуются под влиянием связей друг с другом. Межэлементные связи образуют «силовые отношения», стремящиеся усовершенствовать образ (перцептивный гештальт). Обоснованы закономерные влияния перцептивной структуры на восприятие элементов и межэлементных отношений объекта и обратные зависимости восприятия структуры от взаимодействия и характера ее элементов. Эти влияния и законы обобщены в «законах целостного восприятия».

Константность восприятия рассматривается как постоянство (стабильность) перцептивного образа. Перцептивная стабильность может нарушаться в ответ на временные, пространственные, патольгические возмущения. Устойчивости образа способствует его включение в интеллектуальную, практическую, художественную деятельность человека.

Благодаря свойству интенсивности перцептивного впечатления воспринимаемое становится для человека достоверным свидетельством реальности и самоценности предметного мира.

2.2. Представления

Представлениями или “вторичными образами” называют психические явления, исходно имеющие анализаторную основу, субъективные по содержанию и не требующие прямого чувственно контакта с объектом. Представления представляют реальные объекты, но в отличие от восприятия, несколько смутно и размывчато, с изменением деталей, цветности, формы, величины. Они неустойчивы, легко рассеиваются. Во временном плане представления ориентированы на близкое и давнее прошлое, а некоторые его формы имеют направленность на будущее. Представления категориально организованы и одновременно проникнуты индивидуальными желаниями и эмоциональным отношением человека.

Представления направлены на воссоздание прошлых впечатлений в контексте наличной ситуации, на построение “мыслеобразов”, на создание моделей несуществующих объектов и ситуаций, свободное творение образцов искусства.

В индивидуальный мир представлений человека входят конкретные формы отличающиеся по ряду признаков: близости к перцептивным аналогам; отношению к прошлому опыту человека; уровню осознанности и обощенности; богатству предметных содержаний; временной относительности; устойчивости-изменчивости, соответствию норме-аномалии-патологии. Между конкретными формами представлений существуют тесные взаимосвязи и взаимопревращения.

Различают:

- представления - репродукции – имеют перцптивные аналоги. Они относительно полно отражают качества предметного оригинала

- представления-схемы – существуют как образные аналоги идей или абстрактных понятий о предметах. Они воссоздают контуры и ключевые элементы предметных структур и связей.

- воображение и фантазия – вовлекают в строй внутренних предметных образов те элементы, которые не характерны для обычного порядка индивидуальной жизни. Они отличаются живостью, детальностью, эмоциональной насыщенностью,сюжетностью;

- сноведения - развертывается как бессознательное образное генерирование, близкое фантазии. Они спонтанны, иррациональны, косвенно выражают скрытые желания, тревоги, ожидания.

Выделяют следующие типы образной деятельности: репродуцирование, образная категоризация, преобразование, образное творчество, моделирование. Микроструктурами образной деятельности выступают: разделение, сравнение,соединение, влождение, сведение, сгущение. Замещение образных элементов, синтез новых образов.

К этапам образного процесса относят:

- актуализацию мотива порождения образа;

- установку человека на осуществление образной деятельности;

- извлечение из прошлого и актуального опыта “материалов№ для образного генерирования;

- собственно образная деятельность;

- момент рождения образа;

- появление желания воплотить рожденный образ в технику и продукт предметной деятельности

В становлении отношения человека к другому человеку важнейшая роль принадлежит формированию адекватного образа “другого ”. Культурные традиции его построения заложены физиогномикой м получили развитие в дифференциальной психологии.. В межличностном взаимодействии образное целое “другого” организуется различными установками человека.

Как составляющая отношения к себе формируется образ “я”. В его структуре различаются саморепрезентации (самопредставления) репродуктивного, обощенного, фантазийного и символическго планов. В зависимости от их соотношения и заключенных в них я-содержаний строится типология образного эго личности. Эго, существующее в образе, вбирает в себя различные аспекты личности человека, темперамент, характерологические черты, которые он наблюдает. Различают: “нарциссическое”, “самоотрицающее”, “творческое”, “героическое” и т.д. эго.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: