Манипулятивная деятельность и ситуативно-деловое общение

Важнейшее достижение первого полугодия — овладевание схватыванием предметов — кладет начало новой, манипулятивной деятельности. Со второго полугодия эта деятельность становится главной для ребенка и выдвигается на положение ведущей. В этом возрасте основные интересы малыша сосредоточены на предметах — он стремится схватить и потрогать окружающие предметы. Собственный арсенал предметных действий в этом возрасте невелик. Со всеми вещами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот и т. д. Поскольку эти действия не зависят от свойств предметов и их назначения, они называются неспецифическими. Примитивность и однообразие этих действий не позволяют ребенку раскрыть всех свойств предметов, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую. Однако с помощью взрослого возможности действия резко расширяются: взрослый может показать различные свойства предмета и новые способы действия с ним. Например, мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить и т. д. Овладевая этими действиями, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребенка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующего периода.

Умеющий действовать с предметами малыш становится в новую позицию по отношению ко взрослому. Прежнее, ситуативно-личностное, эмоциональное общение отодвигается на второй план.

Это ярко проявляется в поведении младенца. Если взять 7—8-месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, он решительно отодвинет лицо взрослого и будет трогать все доступные и недоступные для манипулирования предметы — волосы, воротник, серьги и т. д. Малыш хоть и любит ласки взрослого, но все чаще стремится переключить его внимание на окружающие предметы. Он с бо́льшим удовольствием будет наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем слушать обращенные к нему ласковые речи. Постепенно малыш все настойчивее уклоняется от эмоционального общения и переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями (например, «в козу» или «по ровненькой дорожке»). От этих игр дети 7—10 мес. приходят в восторг.

Простого внимания ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать вместе со взрослым. Это означает, что, общаясь со взрослым, младенец второго полугодия стремится удовлетворить уже потребность не только в доброжелательном внимании, но прежде всего в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым. Среди мотивов общения на первое место выдвигаются деловые мотивы: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умений действовать с предметами. Теперь он выступает для ребенка не только как любящий и заботящийся человек, но и как партнер по совместным действиям. Основными средствами общения помимо экспрессивно-мимических становятся предметные действия и движения: позы и жест, используемые для целей общения (приближение или удаление, вручение или протягивание предметов, изображение требуемых действий, бросание игрушек и т. д.). Таким, образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым — ситуативно-деловая, которая происходит на фоне совместных действий ребенка с предметами. Для этой формы характерны потребность в сотрудничестве со взрослым, деловые мотивы общения и предметно-действенные средства.

Появление у детей потребности в сотрудничестве не следует автоматически из развития манипуляций с предметами, хотя они и являются необходимым условием формирования этой потребности. Важным условием возникновения потребности в сотрудничестве является также достаточное удовлетворение ранней, более простой потребности во внимании взрослого, которое достигается на этапе ситуативно-личностного общения. Дефицит ситуативно-личностного общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия.

Еще одним необходимым условием является организация взрослым реального взаимодействия с предметами. Влияние взрослого на освоение детьми предметных действий и на становление потребности в сотрудничестве изучалось в экспериментах М. И. Лисиной, где сравнивалось поведение детей 10—15 мес и характер их предметных действий в трех разных ситуациях взаимодействия со взрослым: 1) самостоятельная игра при пассивном присутствии взрослого, 2) предварительный показ возможных действий с игрушками, не адресованный специально ребенку (необращенный показ), 3) показ с личностным обращением — показывая действия с игрушками, взрослый постоянно обращался к ребенку по имени, смотрел в глаза, часто улыбался, эмоционально реагировал на все действия ребенка. В поведении детей фиксировалась зрительное ознакомление с игрушкой, неспецифические манипуляции и специфические действия.

Результаты экспериментов показали, что общее количество и состав действий ребенка в разных ситуациях существенно различаются. В ситуации с пассивным взрослым предметных манипуляций наблюдалось очень мало и все они носили неспецифический характер (размахивания, постукивания, бросания и т. д.). После показа взрослым число неспецифических манипуляций существенно возрастало и появлялись отдельные специфические действия. В ситуации с обращенным показом значительно увеличивалось число специфических действий (хотя неспецифические манипуляции по-прежнему преобладали). Эти результаты свидетельствуют о том, что личностное обращение при демонстрации предметных действий повышает активность ребенка и направляет ее в строго определенное русло — дети стараются воспроизвести образец, заданный взрослым. Очень важно и то, что обращенный показ повышал внимание ребенка ко взрослому — в этой ситуации у детей наблюдались особенно яркие улыбки, дети пытались заставить взрослого повторить показ, настойчиво подвигая ему игрушку, вкладывали ее в руку взрослого, просительно покрикивали и т. д. Это исследование показало, что усвоение предметных действий и формирование потребности в сотрудничестве протекает успешнее, если происходит в условиях личностного контакта с ребенком на фоне предметной деятельности.

Изменения в отношении ко взрослому во втором полугодии

Появление и развитие ситуативно-делового общения существенно отражается на отношении ко взрослому и на чувствительности к его воздействиям. В первом полугодии младенцы проявляют положительные эмоции как при положительных, так и при отрицательных воздействиях взрослого. Во втором полугодии картина резко меняется. В работе А. И. Сорокиной и С. Ю. Мещеряковой изучалось развитие эмоционального отношения ко взрослому на первом году жизни. К исследованию были привлечены дети с разным опытом общения: младенцы из семьи и из домов ребенка. Регистрировались эмоциональные проявления младенцев при восприятии ими положительных (доброжелательный взгляд, улыбка, ласковый разговор), отрицательных (укор, неприятное удивление) и индифферентных воздействий взрослого. В первой серии экспериментов эти воздействия были адресованы непосредственно ребенку, а во второй — находящемуся рядом, но невидимому для малыша другому человеку.

Полученные результаты заключались в следующем.

1. Негативные проявления при отрицательных воздействиях взрослого начинают преобладать только во втором полугодии жизни. Дети до 5—6 мес радостно встречают любые обращения взрослого.

2. Выявилась зависимость сроков появления дифференцированного отношения к отрицательным и положительным воздействиям от условий воспитания детей. Младенцы из дома ребенка, испытывающие дефицит общения, продолжают проявлять положительные эмоции при негативных воздействиях взрослого, в то время как семейные дети уже в конце первого полугодия начинают реагировать на них отрицательно.

3. Опыт общения сказывается также на интенсивности и разнообразии эмоциональных проявлений младенцев. В первом полугодии у семейных детей наблюдается больше ярких улыбок, радостных вокализаций, бурных проявлений двигательного оживления, чем у детей из дома ребенка. Во втором полугодии у них же разнообразнее выражены отрицательные эмоции: семейные дети обижаются, сердятся, жалобно хнычут, обнаруживают множество оттенков недовольства, смущения, кокетства; сироты же преимущественно проявляют скованность, испуг и слабое недовольство.

4. Качественный анализ данных показал, что чем старше дети, тем бо́льшие различия наблюдаются в их эмоциональных проявлениях при адресованных и неадресованных воздействиях. Если в первом полугодии эти различия проявляются лишь в интенсивности эмоциональных проявлений, то во втором полугодии дети совершенно по-разному реагируют на эти группы воздействий. Например, адресованный укор они воспринимают отрицательно (сердятся, обижаются), а неадресованный укор встречают радостными эмоциями.

5. Очень интересными являются различия эмоциональных проявлений детей в ситуативно-личностном и ситуативно-деловом общении. Оказалось, что в ситуативно-личностном общении положительные эмоции выражены значительно ярче, чем отрицательные, а в ситуативно-деловом общении, наоборот, отрицательные эмоции достигают большей интенсивности, чем положительные.

Таким образом, переход к манипулятивной деятельности и ситуативно-деловому общению во втором полугодии связан с существенной перестройкой в отношении детей ко взрослому. У младенцев появляются не только положительные, но и отрицательные эмоции, адресованные взрослому и включенные в общение с ним. После 5—6 мес возникают качественные различия в отношении детей к знакомым и незнакомым взрослым. Если у младенцев первого полугодия эти различия заключались в различной интенсивности положительных эмоциональных проявлений (дети больше радуются близким, чем чужим, людям), то во втором полугодии отношение к близким и посторонним взрослым различаются качественно. В этом возрасте в поведении детей при встрече с незнакомым взрослым появляется страх, смущение, скованность, в то время как близкие взрослые воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают широкую гамму эмоций — восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игр, гнев и обиду при запретах. Знакомые взрослые чаще всего вызывают ровное, спокойно-положительное отношение.

Таким образом, дети четко различают близких, знакомых и незнакомых взрослых и проявляют к ним различное отношение. Причем к близкому взрослому они испытывают ярко выраженную привязанность, которая формируется только к концу первого полугодия жизни. Подтверждением этого может служить тот факт, что дети до 6 мес легко и безболезненно адаптируются к новым взрослым и новым условиям при усыновлении. После 7 мес младенцы очень тяжело и болезненно переживают разлуку с матерью и с большим трудом привыкают к новым взрослым.

Аффективно-личностные связи оказывают серьезное влияние на характер исследовательской деятельности детей. В этой работе С. Ю. Мещеряковой поведение младенцев из семьи и из дома ребенка наблюдалось в двух экспериментальных ситуациях — положительного и отрицательного эмоциогенного характера (в отрицательной ситуации ребенку показывали незнакомую и пугающую его заводную игрушку). В каждой ситуации ребенок сначала находился без близкого взрослого, а затем — в его присутствии (для семейных детей близким взрослым была мать, а для детей из дома ребенка — ухаживающая на ними медсестра). Эти эксперименты выявили значительные различия между группами семейных детей и воспитанников домов ребенка в обеих ситуациях. В эмоционально-положительной ситуации приход близкого взрослого значительно повышал игровую активность детей — они старались привлечь мать к игре, поделиться с ней своими впечатлениями. Воспитанники домов ребенка почти не проявляли инициативы

в общении с медсестрой, они, напротив, ожидали ее активных действий.

В эмоционально-отрицательной ситуации различия были еще заметнее. Появление матери в этой ситуации радикально меняло поведение семейных детей: они переставали бояться пугающего предмета и обращались к матери за эмоциональной поддержкой, а получив ее, начинали смело обследовать «страшную» игрушку. Присутствие матери стимулировало познавательный интерес и исследовательскую активность. Появление и присутствие медсестры не вносили существенных изменений в поведение детей из дома ребенка. Они лишь прятались за нее, пытаясь защититься от пугающего предмета, но не разворачивали никакой исследовательской или коммуникативной активности. Отсутствие у них аффективных связей со взрослым ослабляло интерес к внешнему миру и снижало познавательную активность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: