Влияние ситуативно-личностного общения на психическое развитие младенца

Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и примитивность, первая форма общения играет исключительно важную и даже ключевую роль для дальнейшего развития ребенка. В этот период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них — выделенность самого себя и начальная форма самосознания. Эта первичная форма самосознания проявляется в положительном эмоциональном самоощущении младенца: в ярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь к себе взрослого, в его общей активности. Однако положительное самоощущение младенца зависит от качества общения взрослого. Чем более чутко и внимательно взрослый относится к ребенку, тем раньше и яснее он выделяет самого себя и тем активнее действует. Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к нему, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. Он осознает себя как субъекта общения и обращения взрослого. Его присутствие в этом мире становится очевидным через обращенность к нему близкого человека. Он чувствует себя тем, на кого направлены взгляд, улыбка, слова взрослого. Поэтому его представление о себе неразрывно связано со взрослым и с его отношением. Его самоощущение отражает отношение взрослого. Взрослый как бы является зеркалом, в котором младенец впервые видит и узнает себя. Это становится возможным в силу того, что взрослый относится к ребенку как к абсолютно ценной и уникальной личности и отвечает на каждое проявление младенца: его крик, его движения, его мимику. Младенец начиная с 2—3 мес тоже очень чутко реагирует на отношение взрослого.

Эксперименты Н. Н. Авдеевой показали, что со 2-го мес жизни дети реагируют на поощрения и порицания взрослого. Если поощрять одни действия младенца (например, двигательное оживление) и порицать другие (например, сосание пальца), то через некоторое время поощряемых действий в репертуаре поведения ребенка становится больше, а порицаемых — меньше. Это может свидетельствовать о том, что для младенца имеет значение отношение взрослого, нисколько не затрагивающее его простейших нужд — сытости, тепла, общего комфорта. Однако в первом полугодии младенцы воспринимают поощрения и порицания как две разновидности позитивного воздействия: они еще нисколько не обижаются на порицания и выделяют доброжелательное внимание как главный момент в любом обращении взрослого. Причем их положительное отношение распространяется на всех взрослых без исключения. В работе Г. Х. Мазитовой исследовался феномен узнавания младенцами взрослых. В ее экспериментах младенцы от 16 дней до 12 мес общались с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми. Выяснилась следующая картина развития взаимоотношений младенца с окружающими взрослыми. На первой стадии (1-й мес жизни) у детей отсутствуют устойчивые реакции на любые воздействия всех взрослых.

На 2-м мес жизни младенцы хорошо различают внимание и невнимание взрослых, но еще никак не различают самих взрослых — они радостно встречают всех взрослых без исключения. В 3 мес появляется дифференцированное отношение к окружающим людям, которое окончательно формируется примерно к 5 мес. Причем сначала узнавание осуществляется в рамках общего положительного отношения ко всем окружающим — дети проявляют положительные эмоции ко всем взрослым, но близкому человеку они радуются больше, чем незнакомому. Только после 5 мес появляются качественные различия в эмоциональных проявлениях детей, направленных на разных взрослых, — незнакомые люди начинают вызывать смущение, страх, напряжение, а близкие — яркие положительные эмоции.

Появление привязанности к близкому взрослому — одно из важнейших психологических новообразований данного возраста. Это новообразование называют аффективно-личностными связями. Благодаря этим связям у младенца закладывается чувство уверенности в себе, активная позиция к окружающему миру и к самому себе. Эта активность становится фундаментом развивающейся личности. Ситуативно-личностное общение оказывает также решающее влияние на формирование познавательной активности младенца и на его отношение к предметному миру.

Чтобы установить, какие сдвиги в познавательной активности младенца происходят в результате организации эмоционального общения, М. И. Лисиной проводились эксперименты с детьми из дома ребенка, которые, как известно, испытывают дефицит индивидуального, эмоционального общения со взрослым. Младенцы 2 и 4 мес были разделены на две группы — экспериментальную и контрольную. С детьми экспериментальной группы проводились индивидуальные занятия, на которых взрослый осуществлял ситуативно-личностное общение. Он давал каждому ребенку как бы дополнительную порцию внимания и положительного эмоционального отношения. Дети контрольной группы такой «добавки» не получали. До и после занятий проводились замеры познавательной активности младенцев: выяснялось количество и эмоциональная насыщенность обследования игрушек, одновременность подключения к обследованию глаза и руки, количество эмоциональных проявлений в ответ на игрушку, общая продолжительность интереса к игрушке и т. д. Оказалось, что после занятий все эти показатели у детей экспериментальной группы резко опережают аналогичные проявления у детей из контрольной. Основной вывод состоял в том, что систематическое эмоциональное общение вызывает у детей первого полугодия жизни значительное повышение познавательной активности. Причем это влияние оказывается гораздо большим, если занятия начинаются уже в 2,5 мес. С возрастом развивающее влияние эмоционального общения несколько снижается.

Одной из важных специфических особенностей развития младенцев является опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Общая последовательность любого двигательного акта — сначала сориентироваться, а потом действовать. В первом полугодии жизни происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем, обеспечивающих ориентировку в окружающем. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве. На 5-м мес в жизни малыша происходит чрезвычайно важное событие — он начинает целенаправленно тянуться рукой к предмету и схватывать его. В детской психологии это явление называют актом хватания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: